В ритме огня

Народ маори, который живет в Новой Зеландии, с древних времен использовал в своих традиционных ритуалах огонь. На конце длинной нити прикреплялись шары из несгорающей ткани, их поджигали и, жонглируя, танцевали с ними в колдовском танце. Со временем подобная практика благодаря любознательным европейцам распространилась по всему миру, потеряв свое ритуально-философское значение, но сохранив необыкновенную зрелищность.
 
Это занятие получило название пои, что с языка маори означает шар. Со временем и сами новозеландцы забыли суть своей огненной традиции, однако устраивают фестивали пои, подобно тому, как бразильцы устраивают фестивали самбы: с таким же масштабом и зрелищностью.
 
Мы познакомились с молодым краматорчанином, студентом ДГМА, которого также  покорили огненные шары. Зовут его Алексей Булаш, и это не единственное его увлечение.
 
Как все начиналось
Алексей - барабанщик в школе восточных танцев "Сахаридж". Однажды, во время фестиваля восточной культуры в Евпатории, он впервые столкнулся с "огневиками" - причем с девушками, которые завезли пои в Украину.
 
- Евпаторийский фестиваль "Варда-дэнс" в большой степени посвящен одному из направлений восточной культуры трайбл. Он был придуман в США, и является смесью арабских, африканских и индийских танцев. В трайбле девушки танцуют под медленную, трансово-медитативную музыку под аккомпанемент барабанов. На таких выступлениях часто используется огонь. Когда я впервые увидел пои, на меня это произвело очень сильное впечатление. Мне захотелось попробовать самому такое сделать и я начал тренироваться.
 
Технология искусства
Пои делают из ткани, которая не горит. Обычно это асбестовая ткань или нитка, есть разные способы изготовления фитилей. Тканевый шар вешают на длинную цепь, на конце которого прикреплены кожаные ручки. Шары макаются в керосин, хорошенько встряхиваются, поджигаются и теперь готовы к вращению. Почему керосин? Как говорит Алексей, это самый безопасный вид топлива, который при возможном контакте с телом оставляет лишь сажу.
 
Много внимания уделяется технике безопасности. На покрутонах (так называют свои собрания "фаерщики") обязательно присутствуют аптечка, бинт, огнетушитель или вода.
 
Но с огнем сначала никто не работает. На тренировки "огневики" вместо асбестовой ткани берут теннисные мячики, а вместо цепи - обычную нить. Иногда для красоты к мячикам цепляются ленточки. Сам Алексей носит с собой тренировочный набор "фаерщика" постоянно.
 
- Если, например, отменяется пара, я могу пойти в парк и потренироваться. Делаю это при любой возможности.
 
Интересно, а страшно ли было впервые пробовать крутить огненные шары?
 
- Нет, - говорит Алексей, - на удивление не страшно. Но все равно впервые попробовал не в Краматорске, а в Харькове, где движение пои более развито и где за мной могли уследить более опытные "фаерщики". Обошлось без травм. А впечатлений - море! Звук огня удивителен, он сразу заворожил меня, можно сказать, я в него влюбился.
 
Недавно в Донецке мы устроили покрутон на берегу Кальмиуса, было очень зрелищно. Вся набережная была заполнена людьми. Все смотрели, аплодировали. Людям шоу явно понравилось.
 
Становясь популярными, пои приняли измененные формы. Некоторые отказываются от огня, используюя световые диоды. Кое-кто считает, что намного зрелищней вместо цепей вращать разноцветными гетрами, чулками, в которые помещают теннисные мячи.
 
Некоторые вместо цепей и чулков используют ставы (от англ. означает "посох") - палки, по краям которых светятся диоды или огни. "Фаерщики" жонглируют ставами, как монахи Шаолиня копьем.  Используют также веера - на пальцы надеваются специальные приспособления, на концах которых горят огни. Также берут нить, где посередине расположен фитиль, и таким образом вращают огонь.
 
Пои и барабаны: два сапога - пара
Техника пои достаточно сложная - это смесь жонглирования и танца. "Фаерщики" не стоят на месте, они двигаются, танцуют под музыку, обычно состоящую из барабанных ритмов, так как магнитофон с собой на природу брать проблематично.
 
Алексей играет на арабских барабанах, которые называются дарбука или табла.
- Барабаны интересны состоянием сознания, в которое впадаешь, когда барабанишь: ты не можешь думать, все мысли уходят прочь, остаются только ритмы. Особенно потрясающе, когда играет не один, а несколько человек. Один играет базу, другой - соло, причем музыканты все время меняются, так что получается разговор на уровне "вопрос-ответ". К тому же ты полностью импровизируешь, не зная, что будешь играть в следующий момент.
 
Барабаны, говорит Алексей, благотворно влияют на организм человека. Во время звучания этого самого древнего инструмента изменяются частоты, которые излучает наш мозг: они похожи на те, которые продуцируются во время сна и медитации. Это повышает уровень лейкоцитов в крови, что приводит, в свою очередь, к повышению иммунитета. Причем эффективность повышается, когда играют несколько человек. В некоторых институтах, где лечат раковые заболевания, барабаны применяются как одна из лечебных  процедур.
 
P.S.:
Алексей приглашает всех желающих освоить технику игры на арабских барабанах или пои (или и то, и другое). Связаться с ним можно по тел. 8 093 729 37 81.
1 1 1 1 1
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter