“Печально я гляжу на наше поколенье...”

Высокие учебные нагрузки, неправильное питание и редкое пребывание на свежем воздухе год от года подтачивают здоровье школьников
 
Здоровы ли наши дети? Теперь вряд ли кто-то ответит на этот вопрос утвердительно. Слова М. Лермонтова, приведенные в заголовке, сегодня звучат особенно актуально. Ни для кого не секрет, что состояние здоровья наших детей катастрофически ухудшается.
 
Нельзя не учитывать и то, что за последнее время значительно изменилась структура заболеваемости. Болезни, свойственные раньше только пожилым и престарелым людям, сегодня можно встретить у детей.
 
Маленькие старички
“Здоровье детей ухудшается с каждым годом, несмотря на все достижения современной медицины, - говорит заведующая дошкольным отделением ДТМО Алла Кочергина. – Уже среди воспитанников детских садов многие страдают хроническими заболеваниями, имеют патологическую осанку, нарушения опорно-двигательного аппарата, умственную и эмоциональную заторможенность”.
 
Пребывание в школе еще больше усугубляет имеющиеся патологии. Все чаще вместо розовощеких, пышущих здоровьем юнцов в жизнь выходят молодые старички - искривленные спины, близорукие глаза, слабое сердце, больной желудок и расшатанные нервы. Медицинские обследования показывают, что к 11 классу здоровых детей остается всего 8-10 процентов.
 
Диспансерный учет как отражение печальной действительности
Итоги диспансеризации детей неутешительны: недуги органов дыхания и пищеварения, эндокринной и костно-мышечной системы, соединительной ткани, кроветворных органов. Не такая уж редкость и новообразования.
 
Данные диспансеризации детей за 2004 и 2008 годы
Данные диспансеризации детей за 2004 и 2008 годы
 
Увеличивается количество учеников с эндокринными нарушениями (избыточный вес, нарушения темпов роста). Но в числе лидеров – функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы. В эту группу диспансерного учета входят дети с вегетососудистой дистонией, тонзиллогенной интоксикацией, функциональными кардиопатиями, врожденными пороками сердца.
 
Сейчас на диспансерном учете состоит 65% краматорских первоклассников. К одиннадцатому классу многие школьники имеют по 2-3 диагноза. При этом медицинская статистика не поддается обычной логике: на 1000 подростков приходится 1205 заболеваний. По мнению Аллы Кочергиной, даже эти цифры не отражают реальной картины детского здоровья: многие имеют так называемую “скрытую патологию”, родители лечат их дома и не обращаются к врачу.
 
Трудно быть родителем
Здоровье наших детей в большинстве случаев не устраивает ни родителей, ни врачей. Но ни количеством, ни качеством педиатров проблемы здоровья детей решить нельзя. Скорее всего потому, что упомянутое здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех врачей, вместе взятых.
 
“Современные родители, - уверена Алла Кочергина, - довольно редко принимают
на себя весь груз ответственности за своих детей. Они и сами не могут похвастаться богатырским здоровьем, но еще и беременность не планируют, а просто оказываются перед фактом рождения будущего ребенка”.
 
Будет ли здоров ваш малыш, зависит от многих факторов: генетическая предрасположенность к заболеваниям, состояние здоровья будущих родителей, здоровье и общее состояние (наркотики, алкоголь) в момент зачатия, условия проживания, питания, общий уровень культуры.
 
Разумный подход – это планирование беременности, попытки предотвратить осложненное течение беременности и родов. По мнению врачей, родители вполне могут и должны сделать так, чтобы их дети болели мало. А если все-таки болели, то имели возможность сопротивляться болезням, выздоравливать быстро и с минимальными потерями.
 
Вкусно не значит полезно
Чем мы кормим детей? Полезным или вредным или только вкусным и невкусным? Где критерии доброкачественности пищи, ее биологической полноценности, пригодности для жизни? В нашем вкусе! К сожалению, это так. Чем вкуснее, тем лучше и больше съедается. Жареная пища, специи, сладости, искусственные напитки - все это перевозбуждает, а затем притупляет вкусовые рецепторы. Естественная натуральная пища уже кажется невкусной.
 
“В детском питании, - советует врач, - не должно быть модифицированных и фритюрных продуктов, излишне жирной и сладкой еды, магазинных соусов, газированных напитков. Круглогодичные овощи и заморские фрукты, напичканные химией, вряд ли принесут пользу ребенку, скорее навредят. Лучше вспомнить о дарах родной природы. Тыква, например, - это просто кладезь витаминов, микроэлементов, клетчатки”.
 
Неправильное питание, по мнению Аллы Кочергиной, является одной из причин резкого (в 2 раза за четыре года) роста анемии у детей. Недостаток железа в организме в свою очередь провоцирует обострение хронических болезней, усталость, снижение работоспособности. Такие дети чаще других подвержены вирусным и простудным заболеваниям. Пополнить дефицит железа поможет говядина или телятина, морская рыба, овощи.
 
Глобальная перестройка
Очень серьезное испытание, которому подвергается нервная система и здоровье школьников в самом начале жизни, - это переход из детского сада или дома в школу. “В настоящее время, - считает Алла Кочергина, - к программе первого класса готовы только 6-7% первоклассников. Дальнейшие школьные болезни предопределены неудобными ученическими партами, тусклым освещением и колоссальными нагрузками на детей”.
 
Не всегда погоня за учебными успехами оправдана. Иногда лучше подождать, не ругая и не третируя ребенка за проблемы в школе, спокойно помогая ему наверстать упущенное: позаниматься дома, пройти курсы развития внимания, памяти и мышления, попросить о помощи учителя.
 
«Современные дети платят высокую цену за поспешность взрослых, отдавших их в школу так рано, - говорит врач. - Именно у шестилеток диагностируется наиболее высокий уровень школьной тревожности, лежащих в основе нарушений их психического здоровья. А раннее начало обучения детей 5-ти лет без соблюдения надлежащих условий и вовсе приведет к ухудшению их здоровья».
 
Здоровье детей и движение
«Не бегай! Перестань, не прыгай! Чего ты вертишься?!» - как часто мы слышим, что родители одергивают своих активных, непоседливых детей. А ведь движение является непосредственным условием нормального развития ребенка. Вместо этого родители усаживают малыша к телевизору или за компьютер и радуются, что он занят и не мешает взрослым.
 
“Малоподвижный образ жизни, необходимость много времени проводить в классах, а не на свежем воздухе, запрет на подвижные игры и беготню на переменах, высокая зрительная нагрузка, стрессы - все это постепенно подтачивает здоровье школьника, - утверждает Алла Кочергина. - Многие родители стараются подобрать для ребенка спортивную секцию в надежде укрепить его здоровье, и это правильное решение.
 
Что бы вы ни выбрали, если эти занятия нравятся ребенку, они окажут только благотворное влияние”.
 
“Спокойствие, только спокойствие!”
Школьный возраст - время возникновения так называемых “школьных неврозов”. Мнительные и впечатлительные дети могут жаловаться на различные боли, не имеющие никакой реальной основы. Они не притворяются и не обманывают, болезнь возникает как бы по их горячему желанию. Причиной может быть простое нежелание идти в школу.
 
“Но существуют и более серьезные заболевания, возникающие на нервной почве, - предупреждает Алла Кочергина. - Они могут сопровождаться головными болями, нервным кашлем, рвотой, истерикой или, наоборот, апатией. Родители не должны оставлять подобные проявления без внимания, чтобы не дать им перерасти в более острые проблемы. “Воспаления хитрости” обычно исчезают сразу после разрешения не ходить в школу. Если ситуация более серьезна, стоит обратиться к врачу и найти хорошего психолога”.
1 1 1 1 1
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter