Почему биологически активные добавки продают под видом лекарств?

Увидели рекламу чудодейственного препарата? Осторожно. Большая вероятность, что вам под видом лекарства продают биологически активную добавку. Она может помочь от мартовского авитаминоза, но не больше. Продажа БАДов - урок триумфального маркетинга.
 
Как они находят клиентов?
Мы признательны парню, который однажды позвонил нам и сказал, что хочет рассказать о мошенничестве, в котором сам участвовал. Андрей (имя изменено) продавал биологически активные добавки по телефону. Уволился по собственному желанию и захотел рассказать журналистам.
 
"Когда я устраивался на работу, менеджер завела меня в отдельную комнату. И сразу созналась: "Ты здесь можешь заработать деньги, большие деньги. Мы аферисты".
 
Из рассказа Андрея: "Чем хуже со здоровьем - тем лучше для оператора. Когда звонит клиент, трубку берет диспетчер. Записывает все данные того, кому нужно лечение, номер телефона и имя. Говорит, что через несколько минут перезвонит специалист".
 
Из рассказа Андрея: "В колл-центре могло быть от 15 до 20 операторов одновременно. Ни один из них не имел медицинского образования. Но перед каждым - распечатанный справочник, в котором общие фразы о препарате и - на нескольких страницах - описание болезней. Понимаете, когда говоришь, что ты врач, вероятность того, что человек приобретет препарат, возрастает вдвое".
 
Андрей листает толстую записную книжку, начинающуюся от руки переписанной инструкцией, как разговаривать с теми, кто заинтересовался рекламой. 
 
Мы решили проверить его рассказ на себе. Купили газету "Коммунист" со статьей на последней странице "Онкология - это приговор?". Статья утверждала, что американские ученые создали препараты, "способствующие эффективной борьбе с болезнью и убивающие онкозаболевания на разных стадиях".
 
Из эксперимента "Свiдомо": "Алло, а можно ли у вас поинтересоваться онкологическим препаратом? У меня племянница больна. Ей 14 лет. На прошлой неделе поставили диагноз - рак желудка. Мы прочитали объявление в газете". 
 
Диспетчер: "Благодарим за звонок. Через полчаса вам позвонит наш специалист и проконсультирует". Вскоре последовало: "Добрый день. Меня зовут Николай Петрович, я специалист-онколог. Слушаю вас".
 
"Свiдомо": "(повторяем легенду о племяннице, добавляя детали об анализах и больницах, в которых она как будто была). Может, вы поможете?"
 
Николай Петрович: "Есть система активной биорегуляции на основе растительно-клеточных онкопротекторов. Если у девочки не третья и не четвертая стадия, то препарат будет очень эффективен. Можно довести опухоль даже до состояния ремиссии, это когда она перестанет расти. Система не лечит рак, но согласитесь, лучше опухоль оперировать, когда она в стадии ремиссии. Это уникальная разработка Института онкологии города Бостон, США". 
 
 
"Свiдомо": "Сколько стоит"?
Как устанавливают цену?
Из рассказа Андрея: "Цена препарата зависит от того, насколько оценит ваш голос оператор. Если слышишь, что бабка звонит по телефону, старенькая, бедненькая, - вот ей один за 600 грн. Максимум два за 1200. Она тебе две пенсии наскребет. Как только слышишь, что начальник, при деньгах, сразу же можно цену варьировать. Цена зависит от тебя. Только что я их продал за 1200, тут же продал такие же за 5200".
 
Из эксперимента "Св_домо": "Я бизнесмен, поэтому проблем с деньгами не имею. Мы сейчас готовы положить все финансы, чтобы ее вылечить". 
 
Николай Петрович: "У нас есть два курса. Один из них 40% концентрации препарата, другой 60%. Первый стоит 2670 грн. Тот, который 60% - более дорогой, 3810. Но он более эффективен".
 
"Свiдомо": "Давайте этот".
Через три часа в двери бюро позвонил парень. Темная куртка, крепкое телосложение, прическа "ежик", в руке - белый пакет. Скорее похож на члена молодежной банды, чем на врача. Парень выложил на стол разноцветные баночки с надписями Bee Royal, Exclzyme EN, Norwegian Kelp GP и папку с документами.  
 
Я рассмотрел добавки и пошел в соседнюю комнату "за деньгами". Вернулся с фотоаппаратом и грозным голосом сказал: "Денег я вам не заплачу, я журналист. Мы сфотографируем ваши препараты и скопируем ваши документы". Парень стал вести себя как задержанный. "А что я, а я ничего не знаю, я ни при чем". Мы сфотографировали препараты, документы из папки и попрощались с гостем. 
 
Какого качества эти препараты?
На баночках был указан производитель - американская компания Garden State Nutritionals. Мы изучили ее сайт. Там написано, что компания действительно производит препараты с таким названием. Расположена не в Бостоне, а в городке Западный Калдвел, штат Нью-Джерси.
 
И главное - производитель утверждает, что его добавки помогают вот от чего:
 
Bee Royal состоит из пчелиной пыльцы, спирулины, масла пророщеной пшеницы. Показания: дефицит витаминов, нарушение питания, ослабление иммунитета, снижение работоспособности.
 
ExclzymeREN состоит из ферментов, выделенных из сердцевины и мякоти ананаса, млечного сока дынного дерева и других компонентов. Показания: расстройство пищеварения, нарушение обмена веществ, различные воспалительные процессы.
 
Norwegian Kelp GP делают из больших бурых водорослей, насыщенных йодом. Показания: ослабленный иммунитет, вялость, избыточная масса тела, выпадение волос".
 
Ни одного слова о раке! Какой рак, - ни одна болезнь не по силам биологически активным добавкам. Так утверждает Мария Гулич, заведующая лабораторией Института гигиены и медицинской экологии имени Марзеева: "БАДы не лечат. Это откровенное мошенничество. Если смотреть на состав этих БАДов, можно сказать, что здесь есть хорошие компоненты. Я бы и сама их употребляла. Но они не лечат". 
 
Что делает милиция?
На этом в Министерстве внутренних дел специализируется Николай Рощин - главный специалист департамента уголовного розыска по борьбе с мошенничеством. На встречу принес две худеньких папки. Там - дела о продаже БАДов под видом лекарств.   
 
За прошлый год в его департамент с подобными жалобами обратилось больше ста людей. Было возбуждено четыре дела. Одно - по факту смерти жительницы Кировоградской области. Ее сестра потратила на добавки 154 тысячи грн. В "колл-центре" обещали лечение от сахарного диабета и инсульта. Дело сейчас в одном из киевских судов. 
 
Рекламу сестра умершей видела на "Первом национальном". Рощин написал туда письмо с просьбой предоставить информацию о заказчиках рекламы. Ответ: "Информация о субъектах, заказывавших рекламу БАДов на телеканалах НТКУ, отсутствует".
 
Что делает Министерство здравоохранения?
Закон требует от продавцов БАДов согласовывать текст рекламы с Минздравом. Мы спросили, сколько согласований они выдали. Оказалось, что с 2005 по март 2009 года было согласовано всего 16 роликов.
 
На вопрос, что Министерство делает, чтобы недобросовестной рекламы добавок не было, МОЗ ответил: напоминанием об административной и криминальной ответственности за нарушение требований закона. 
 
Что делают медиа и Госпотребстандарт?
Как объяснил Александр Бурмагин, считающийся одним из лучших юристов в сфере медиа, СМИ не имеют права публиковать рекламу диетических добавок, не прошедшую согласования в Минздраве. Свидетельство о согласовании должен предоставить рекламодатель. Если они этого не делают, и медиа, и рекламодатели, могут быть оштрафованы Госпотребстандартом на сумму, в пять раз большую, чем стоимость рекламы.
 
В Госпотребстандарте подчеркнули при этом, что в последний раз Минздрав обращался к ним с просьбой оштрафовать недобросовестных рекламодателей БАДов в 2005 году. 
 
Что делать людям?
Прежде всего, запомнить, что добавки не являются лекарствами. "Если вместо лечения назначаются БАДы, за это нужно наказывать. А если БАДы назначаются как дополнительное средство, в этом нет ничего плохого", - авторитетным голосом говорит Сергей Гулый, председатель Всеукраинской ассоциации производителей и дистрибьюторов БАДов.
 
Он с экспрессией диктует в диктофон советы, как не стать жертвой аферистов:  
- открыть Интернет или энциклопедии и узнать больше о препарате.  
- обратиться к врачу и спросить его мнение.
- не покупать добавку по телефону. Только в аптеке или специализированном магазине. 
 
Там нас и ждал сюрприз. Мы разыскали представительство Garden State Nutritionals в Украине. Узнали там аптеку, где продаются препараты. Спросили цены. Внимание!
 
Bee Royal - 176 гривен, Exclzyme EN - 305 гривен, Norwegian Kelp GP- 134 гривни.
 
В восемь раз дешевле, чем продавал "специалист-онколог" Николай Петрович.
 
Из рассказа Андрея: "Афера вот в чем - эти препараты дешевые. Очень дешевые. Мы продаем БАДы в семь, десять, пятнадцать, двадцать раз дороже. Просто преувеличивая их лечебное воздействие. Это уже талант оператора".
 
За прошлый год было возбуждено четыре дела. Одно - по факту смерти жительницы Кировоградской области. Ее сестра потратила на добавки 154 тысячи грн. В "колл-центре" обещали лечение от сахарного диабета и инсульта.
1 1 1 1 1
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter