17 октября краматорский клуб отыграл последний матч в чемпионате Донецкой области. Это была игра против мариупольского “Портовика”. Клуб, выступающий за Краматорск, проводил домашний матч... в соседнем Славянске.
На такой шаг вынудили пойти обстоятельства. На “Блюминге” “Авангарду” играть не позволяется. По словам председателя спорткомплекса Юрия Будника (см. “ВП” № 40, 3 октября) причина такого решения состоит в том, что между ним и клубом не составлен договор. Но если так, то почему “Авангард” играл на “Блюминге” на протяжении сезона без какого-либо соглашения? Как осуществлялась аренда поля? И почему этот вопрос встал, когда команде осталось провести всего два матча?
“Авангард” попробовал сыграть на “Прапоре”, но поле на стадионе травмоопасно, а в раздевалках нет горячей воды для того, чтобы футболисты могли помыться после игры. В общем, никаких условий для футбола уровня Высшей лиги чемпионата Донецкой области.
В итоге, “Авангард” - клуб, представляющий наш город, - должен был проводить игру в соседнем Славянске, отчего пострадали, в первую очередь, краматорские болельщики. Очень много говорится о том, что наших детей нужно вырывать из лап улиц. Если сказать прозаичнее, не дать попасть под пагубное влияние алкоголя, наркотиков и компьютерных игр. Но как это сделать, когда нет наглядного примера, которому стоило бы подражать, к чему можно было стремиться? Что видит ребенок, выходя на улицы Краматорска? Пустые бутылки, использованные упаковки трамадола... Что говорить, подвыпивший молодой человек или девушка с сигаретой – это норма на наших улицах, этому никто не удивляется, и осуждать бессмысленно. А недавно от проходивших мимо парней довелось услышать, какого качества “шмаль” им удалось “дунуть” накануне. И они не говорили тихо, шепотом, не оглядывались по сторонам с опаской, что их восторженные речи может кто-то уловить. Обычный разговор.
Но есть альтернатива всему этому - занять детей чем либо полезным. Спортом, например. Спортивных кружков и секций в городе много. Определить в них детей - проще простого. Но будет ли ребенок отдаваться спорту на все сто, не отвлекаясь в перерывах между занятиями на то же пагубное “влияние улицы”, если у него не будет цели, к которой стоит стремиться? То есть, взрослой команды, выступающей на приличном уровне, ради попадания в которую ребенок оставит ненужные дела и всецело отдастся спорту. А чтобы была такая команда,ее нужно поддерживать.
Как это делается у них?
За примером далеко ходить не нужно: тот же Славянск, где играл в прошлую среду “Авангард”. Город представляет команда “Славхлеб”, 6-кратный обладатель Кубка Донецкой области. Команду содержит предприятие ОАО “Хлеб”, а играет клуб на стадионе “Химик”, который находится на балансе города. Как нам рассказал директор стадиона Евгений Зубарев, “Химик” перешел к городу от предприятия “Химпром”, после чего на бюджетные средства начал производиться ремонт спортивной арены. Были поставлены пластиковые сиденья, а ОАО “Хлеб” за свой счет сделал газон. Город не прекращает финансирование “Химика”, в бюджете запланировано выделение 18 тыс. грн. на покупку и установку пластиковых
окон на стадионе.
Команда “Славхлеб” бесплатно арендует спортарену, взамен выполняя работы по стадиону: покос газона, разметка поля и т. д. Результат взаимодействия - стадион всегда в хорошем состоянии, а руководство клуба даже не ломает голову над тем, где бы провести следующий домашний матч. Кроме “Славхлеба”, за “Химиком” присматривают сельскохозяйственный и строительный техникумы (они занимаются на стадионе) и местные свидетели Иеговы.
ОАО “Хлеб” содержит не только “Славхлеб”, но и 6 детских команд, которые постоянно принимают участие в различных соревнованиях. Таким образом, предприятие заботится о подрастающем поколении и будущем своей футбольной команды.
По словам Евгения Зубарева, “Славхлеб” не приносит комбинату никакой прибыли, но является настолько действенной рекламой предприятия, что славянцы даже не называют его ОАО “Хлеб”, а по названию команды - “Славхлеб”. Вместе с тем, футбольный клуб является лицом города, и, судя по выступлениям и по количеству зрителей на домашних матчах, на это лицо приятно смотреть.
Футбол, как средство обогащения
Но не во всех городах футбольная команда и соответствующие инфраструктуры являются всего лишь рекламой. Кое-кто делает на этом деньги.
Для примера возьмем клуб, выступающий в Первой лиге чемпионата Украины “Крымтеплица”. История клуба берет свое начало с 1999 года. Генеральный директор СООО (Сельскохозяйственного общества с ограниченной ответственностью) “Крымтеплица” Александр Васильев принял решение о создании футбольной команды, которая стала бы визитной карточкой не только предприятия, но и пригородов Симферополя - поселков с наивно комсомольскими названиями Аграрное и Молодежное. Директор предприятия еще в молодости увлекался футболом, да и до сих пор является горячим поклонником этой игры. Название клубу дали по имени генерального спонсора: так зародился футбольный клуб “Крымтеплица”.
Но Васильев не просто футбольный романтик, он еще и бизнесмен, поэтому его спортивные начинания тоже были нацелены на прибыль. Кроме футбольной команды, директор “Крымтеплицы” вложил деньги в строительство современного спортивно-тренировочного комплекса, который также получил название по имени генерального спонсора. В состав этого комплекса входит гостиница “Третий тайм” с одно- и двухместными номерами со всеми удобствами, есть номера люкс и полулюкс. Кроме того, к комплексу относятся три футбольных поля стандартных размеров, два из которых – с естественным покрытием (одно предназначено для проведения как тренировок, так и матчей, второе - только для тренировок), а третье - с искусственным газоном.
И эти блага футбола приносят владельцу доход, т. к. спортивно-тренировочный комплекс используется и оплачивается. Только минувшей зимой здесь провели контактные игры десятки команд Высшей, Первой и Второй лиги Украины. Зимой и весной 2006 года молодежная сборная Украины по футболу проводила на базе “Крымтеплицы” учебно-тренировочные сборы. Летом 2006 года даже клубы из стран СНГ стали проводить на “Крымтеплице” межсезонную подготовку своих команд. Лидеры грузинского чемпионата “Динамо” (Тбилиси) и “ВИТ-Джорджия” (Тбилиси) провели полноценные сборы и, по информации официального сайта команды, остались очень довольны. В июне 2006 года свои сборы на “Крымтеплице” проводила юношеская сборная Украины U-18, там же состоялись два контрольных поединка наших ребят с турецкой сборной U-18.
Краматорску о подобном даже мечтать не приходится, хотя промышленный и торговый потенциал нашего города наверняка превышает потенциал пригородов Симферополя.
Что за город Ахтырка?
Интересно, знал ли кто нибудь о существовании такого города, как Ахтырка, до того, пока “Нефтяник-Укрнафта” не попал в Высшую лигу Украины? Многие до сих пор не знают, где этот город находится.
А находится он в Сумской области, население составляет 52 тыс. человек. В городе работают 4 предприятия: “Нефтепроммаш”, занимающийся литьем черных металлов, мясокомбинат, швейная фабрика и “Ахтырсельмаш”, который продает сеялки. Попробуем подсчитать, сколько денег уходит на то, чтобы “Нефтяник” играл в Высшей лиге.
Итак, по Регламенту Всеукраинских соревнований по футболу среди команд профессиональных клубов 2007-2008 годов сумма годового заявочного денежного взноса команды клуба составляет около 210 тыс. у. е. Кроме того, клуб обязан заплатить 500 у. е. региональной федерации футбола, плюс к этому 40 у. е. за регистрацию каждого футболиста, заявленного на участие в чемпионате Украины.
По Регламенту клуб Высшей лиги обязан иметь на правах собственности или арендовать: стадион, отвечающий требованиям ФФУ и ПФЛ, учебно-тренировочную базу со спальными корпусами и медицинско-реабилитационный центр. Плюс ко всему клуб обязан содержать 4 детско-юношеские спортивные школы (U-14, U-15, U-16, U-17) с обязательным участием во всеукраинских соревнованиях. А еще за свой счет принимать команды гостей, предоставляя им транспорт, место проживания и безопасность. Дороговато выходит, не правда ли? Это не считая зарплаты и премиальных игрокам и тренерам. Чем Ахтырка круче Краматорска? Разве наш город не может себе такого позволить?
Что имеет Ахтырка с выступления “Нефтяника” в Высшей лиге, кроме того, что о существовании этого города узнала страна? Во-первых, местное население обеспечено работой на стадионе, тренировочной базе и т.д. Потом, больше инвесторов могут обратить внимание на город, особенно когда узнают о залежах нефти в районе Ахтырки. Следующее, ахтырчане на выходных имеют возможность у себя в городе посмотреть лучшие футбольные команды Украины и таких звезд футбола, как Ребров, Лукарелли, Брандао и других. И главное, ахтырская молодежь, вместо привычных для маленьких городков развлечений типа “самогон”, будет стремиться попасть в свою футбольную команду, играющую в Высшей лиге и иногда приносящую сенсации, вроде побед над киевским “Динамо”.
и нам по силам
Мы не сравнивали с Киевом или Донецком. Мы брали примеры существования футбола в таких же городах, как и Краматорск, даже, может, меньших по размерам и потенциалу. Славянск, Ахтырка, пригороды Симферополя – во всех этих примерах можно выделить связь местной власти и бизнеса на благо развития футбола, и не только основной команды, но и детских. Краматорску вполне по силам перенять такой опыт.
Алексей Ладыка, фото автора и ronaldinio.ru
Ощущают ли наши футболисты поддержку со стороны города?
Чтобы у человека что-нибудь получалось, ему нужны поддержка и одобрение. Когда этого нет, все валится из рук, начинаешь думать о ненужности своего дела. Ты продолжаешь заниматься тем, что любишь, но уже нет того энтузиазма и должной отдачи. Это влияет на результаты твоего дела. А ощущают ли футболисты “Авангарда” поддержку и одобрение со стороны города? С этим вопросом мы обратились к игрокам краматорского клуба.
Денис Косогов, защитник “Авангарда”, работник НКМЗ:
“Со стороны ни города, ни завода никакой поддержки не ощущается. Они могли бы вложить инвестиции в футбольную команду, особенно завод, ведь это хорошо отразилось бы на его имидже”.
Николай Пушкарук, полузащитник “Авангарда”, учитель физкультуры ОШ № 9:
“Нет поддержки. Такое ощущение, что местные власти футбол вообще не интересует, начиная от мэра и заканчивая директорами предприятий. Хотя футбол касается всех слоев населения, от пенсионеров и школьников до тех же заводчан, у которых остается одна отдушина: прийти на футбол, посмотреть зрелищную игру, пообщаться на трибунах стадиона. Футбол нужен городу, но властям на данный момент он неинтересен. А необходимо делать финансовые вливания хотя бы в детский футбол, без него этого вида спорта в городе не будет вообще”.
Такие мысли - это общий настрой команды. Какие при этом результаты может показывать “Авангард”? Наиболее пессимистично выразился Дмитрий Скотаренко, тоже работник НКМЗ:
“Городу футбол вообще не нужен. И в ближайшие 30 лет вряд ли что-то изменится”.
Сергей Каракуц, президент ФК “Авангард”:
“Мы не чувствуем поддержки в первую очередь со стороны председателя спорткомитета Владимира Гурышкина, он должен был бы ходить к Скударю, доказывать, что футбол городу нужен, что это приносит большую пользу нашим детям. Спорткомитет - это та часть работы горисполкома, которая отвечает за развитие спорта в Краматорске. Он должен сделать все необходимое, чтобы мы, спонсоры, беспрепятственно могли развивать футбольную команду в городе. Однако Гурышкин лишь разводит руками, как в случае, когда нас не пустили играть на “Блюминг”.
Почти все дети любят футбол. Когда ребенок тренируется, ему нужен стимул - команда, за которую он стремился бы играть. Не все юные футболисты попадают в “Динамо” или “Шахтер”, поэтому должна быть команда местного уровня, где они получили бы возможность реализовать свой потенциал.
Если такой команды в городе нет, дети ищут себе другое занятие - они идут в пивбар, курят или покупают трамадол, потому что видят свою бесперспективность. Когда нет футбольной команды, детям не к чему стремиться.
Мы не просим нас спонсировать, мы просим не препятствовать и помогать развивать футбол в Краматорске”.
Нужна ли городу футбольная команда?
С этим вопросом мы обратились к известным людям Краматорска, которые вместе с тем являются футбольными болельщиками. На вопрос отвечают также те, кто имеет непосредственное отношение к городскому спорту.
Анатолий Лепков, директор ДЮСШ СК “Блюминг” профкома ЗАО НКМЗ :
“Я несколько шире отвечу на вопрос. Наличие профессионального спорта, неважно какого, - это визитная карточка, престиж, показатель финансово-экономического благополучия и здоровья общества любого города.
Если к этому вопросу отнестись профессионально и серьезно, то Краматорску нужна не просто команда. Городу нужен футбольный клуб с соответствующей инфраструктурой, которая включала бы, самое главное, массовый организованный и объединенный одной задачей детский и юношеский футбол, материально-техническую базу (хотя бы пару площадок с искусственным покрытием для круглогодичных занятий и хорошее футбольное поле) и, наконец, команду, которая состояла бы из наших краматорских ребят.
Имея хороших менеджеров, футбольный клуб и сам может зарабатывать деньги, заключив, например, договор о сотрудничестве с другими клубами. Наши юные таланты Евгений Бредун и Максим Максименко уехали в “Шахтер”, Влад Нехтий в донецкий “Металлург”, а Алексей Полозок - в киевское “Динамо”. И все это без компенсаций коллективам, которые вырастили их до соответствующего уровня”.
Игорь Михайлов, начальник городского управления здравоохранения:
“Команда нашему городу нужна хотя бы для того, чтобы дети вместо увлечения алкоголем занимались футболом. С медицинской точки зрения следует сказать, что скоро некому будет воспроизводить нормальных здоровых детей, нация находится на стадии вымирания.
Спорт же дисциплинирует человека, образ жизни спортсмена не позволит ему пить или принимать наркотики. Так что футбольная команда, в которую ребенок стремился бы попасть, городу очень нужна”.
Владимир Гурышкин, председатель отдела по делам физкультуры и спорта:
“Команда городу нужна чисто для болельщиков. Но нужна та команда, которая защищала бы честь города. Краматорский “Авангард” практически отказался играть на престижных соревнованиях - Спартакиаде Донецкой области, которая проходила в феврале-марте этого года. Посему я считаю, что “Авангард” 2D это команда не города Краматорска, а команда из города Краматорска.
Этого не нужно путать. Что до ситуации с “Блюмингом”, скажу, что, чтобы играть, нужны договора. Мне неизвестны личные претензии одной стороны к другой, но на поверхности конфликта лежит отсутствие договора. И вместо того, чтобы критиковать “Блюминг”, руководству “Авангарда” можно было бы подойти более конструктивно - помочь чем-нибудь, чтобы стадион стал лучше.
Чтобы был футбольный клуб в городе, сначала должна быть создана соответствующая инфраструктура, которой в нашем городе пока нет. Она должна включать в себя: тренировочную базу, базу для соревнований и проживания футболистов. Клубная система также предполагает продажу билетов, различную хозяйственную деятельность на благо клуба. Городской бюджет такого не потянет, а взгляды наших бизнесменов пока отвлечены от спорта.
Отдел физкультуры и спорта может сотрудничать с футбольным клубом: мы организовываем ДЮСШ, тренируем юных футболистов, расширяем для них количество соревнований, а футбольный клуб составляет команду из тех кадров, которые имеет город, обеспечивает им практику игр в чемпионате. Таким я вижу наше сотрудничество”.
Андрей Евченко, главный редактор “ВП ”:
“Современный футбол, оставаясь спортом, давно стал шоу-бизнесом. Колоссальный интерес болельщиков к футболу вызвал заинтересованность бизнесменов в этом виде спорта, поэтому они стали вкладывать в него деньги, получая прибыль от рекламы, продажи билетов, трансляций и т. д. Продаваться и стать коммерческим может лишь высококлассный футбол, с качественной, профессиональной, зрелищной игрой футболистов.
Дистанция между положением футбола в Краматорске и передовыми современными клубами очень велика. К ее сокращению нам нужно, конечно, стремиться, но за год или даже за пять мы этот путь не преодолеем. В городе необходимо создавать базу для футбольного клуба, раскручивать его по телевидению и в прессе, команда должна участвовать хотя бы во Второй лиге Украины.
Стремиться же мы должны к большему. Уже сегодня мы могли бы пойти по пути создания футбольного клуба как финансово-рентабельного предприятия. На стадионе можно организовать продажу тех же семечек или чего-нибудь в этом роде, поставить рекламные щиты, из матча сделать больше, чем футбол, задействовав выступления артистов; билеты можно было бы сделать платными, в районе хотя бы 5 грн. Часть вырученных денег уходила бы стадиону, часть - на премиальные футболистам. Для этого нужно объединиться. Город мог бы помочь, к примеру, тренировочной базой или медицинским обслуживанием футболистов, НКМЗ может предоставить стадион для проведения матчей, пресса - раскрутку клуба. Я не говорю, что горисполком должен выделять деньги на развитие футбольной команды.
Я против подобных дотаций, потому что где дотации, там и коррупция. Есть сейчас два мецената, которые вкладывают деньги в футбол, и за это нужно им сказать “большое спасибо”, и, если не помогать, то хотя бы не мешать им развивать команду в Краматорске”.