Причина неэффективности закона о запрете курения – в пассивной гражданской позиции
Началось все с бесплатной маршрутки, подвозящей покупателей к супермаркету “Эко”. Ее водитель всю дорогу не выпускал изорта сигареты. Пассажиры молчали. Будь это в обычной маршрутке, они бы, несомненно, возмутились. А тут... вроде бы и так бесплатно тебя везут, и делать замечания водителю (без сомнения, выказывающему явное неуважение к своим пассажирам) вроде как и неловко... И такие случаи в маршрутках “ЭКО” не единичны. А как в нашем городе вообще выполняются предписания закона о борьбе с курением в общественных местах, принятого уже ни много ни мало два года назад?
Решили депутаты с табаком побороться...
О том, что табак - это яд замедленного действия, знает или, по крайней мере, догадывается каждый. Около 146 стран мира для охраны здоровья населения от табачной “эпидемии” применяют гибкие и эффективные правовые механизмы регулирования в сфере обращения табачных изделий и здравоохранения. Следуя международным тенденциям, Верховная Рада Украины 22 сентября 2005 г. приняла Закон Украины “О мерах по предотвращению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного воздействия на здоровье населения”.
Под “общественным местом”, согласно Закону, следует понимать часть (части) какого-либо строения, сооружения, доступную или открытую для населения свободно, или по приглашению, или за плату, постоянно, периодически либо время от времени, в том числе подъезды, подземные переходы, стадионы, а также вагоны электричек и салоны городского транспорта. С целью предупреждения возникновения проблем с применением норм Закона относительно понятия “рабочее место” под последним следует понимать место постоянного или временного пребывания работника в процессе трудовой деятельности.
Под запретом повсеместного использования оказались сигареты с фильтром или без фильтра, сигары, сигариллы, а также трубочный, нюхательный, сосательный, жевательный табак, махорка и иные изделия из табака или его заменителей для курения, нюхания, сосания или жевания. Закон активно защищает права некурящего населения Украины. В статье 13 предусмотрены ограничения относительно курения в общественных и на рабочих местах. Речь идет о запрете курения там, где нет специально отведенных для этого мест. Поэтому собственники и арендодатели соответствующих помещений обязаны выделить специальные места для курения, оборудованные средствами для удаления дыма. Примечательным является тот факт, что в общественных местах для некурящих лиц должно теперь отводиться не менее 50% площади этих общественных мест, размещенной так, чтобы табачный дым не распространялся на эту территорию.
Позитивным является и то, что Закон предусматривает ограничения на содержание смолы и никотина в сигаретах. Запрещается реализация табачных изделий, в которых показатели содержания никотина превышают 1,2 миллиграмма, смолы - 12 миллиграммов. Под запретом реализация сигарет, на упаковке которых содержатся надписи, изображения, знаки, которые могут ввести в заблуждение относительно отдельных характеристик табачных изделий, в том числе такие, как “легкие”, “ультралегкие”, “мягкие”, “с низким содержанием смол”.
Во-вторых, медицинские предупреждения потребителей табачных изделий должны содержать как основное предупреждение, так и одно из шести дополнительных из перечня предлагаемых в Законе. На упаковках сигарет можно увидеть такие надписи: “Курение во время беременности причиняет вред вашему ребенку”, “Табачный дым вредит здоровью тех, кто вас окружает”, “Курение вызывает зависимость, не начинайте курить”, “Курение вызывает импотенцию”, “Защитите детей: не позволяйте им дышать вашим дымом”, “Курильщики умирают рано”.
Курение в местах, где это запрещено законом, а также в иных местах, установленных решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета, влечет за собой предупреждение либо наложение штрафа от одного до пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. В переводе в цифры это - от 17 до 85 гривен.
“Все как курили, так и курят!”
Неоспоримым является тот факт, что любой законодательный запрет будет иметь силу лишь в случае создания действенных механизмов ответственности. Какие же реальные меры по борьбе с курильщиками, или, по крайней мере, по защите прав некурящих, приняты местной властью за два года существования закона? Любовь Матюшина, управделами исполкома:
“Решения исполкома на уровне города по отведению специальных мест, где запрещено курение, и размещению там соответствующих табличек, еще не было. Но внутри здания исполкома курение запрещено. Все новые заведения общественного питания - рестораны, магазины – как мне кажется, должны предусматривать у себя места для некурящих при открытии.
Это надо предусматривать в договорах, разрешающих их открытие. А в целом пока у нас столь низкий уровень культуры людей, что они будут курить прямо у тех же запрещающих табличек, сколько им ни говори. Общий уровень культуры народа нужно повышать”.
Михаил Лобанец, руководитель пресс-службы краматорского ГО ВД: “С момента принятия закона, то есть за два года, у нас в городе составлено всего три протокола по поводу курения в общественных местах. Почему так мало, ведь все мы видим, что вокруг все как курили, так и курят прямо на остановках общественного транспорта и в других местах, которые Законом обозначены как общественные?.
Да потому, что, во-первых, горсоветом до сих пор не выделено положенных по закону мест для курения, предусмотренных ст. 9 Закона, а во-вторых, все это упирается в отсутствие свидетельских показаний. Для составления протокола о правонарушении необходимы свидетели, а их-то как раз и не оказывается. Наши люди, как правило, проходят мимо и более серьезных правонарушений, а уж курение в общественных местах в народном сознании вообще как правонарушение не воспринимается. В связи с этим милиции рекомендовано следующее:
1. До установки в городе табличек, запрещающих курение в определенных Законом местах, устно предупреждать граждан о введении в действие Закона.
2. В случае если человек не реагирует на замечание, он может быть оштрафован на сумму от 17 до 175 гривен.
Мы во время рейдов предупреждали граждан в общественных местах, проводили разъяснительную работу, однако мы не можем заниматься в этом смысле самодеятельностью, а нуждаемся в помощи граждан. Если люди будут вести себя пассивно, как это обычно у нас бывает, и надеяться только на власть, то изменений в лучшую сторону не будет. Без участия жителей данное законодательство не может быть реализовано. Одни имеют право курить, другие имеют право на безопасную для себя среду. Должен быть найден баланс. Помогите милиции отстаивать ваши права!
Нужна более активная позиция жителей для их же блага!”. Таким образом, если вам мешают курильщики, вы должны проявить недюжинную активность - написать заявление в милицию (не анонимное), изъявив при этом готовность выступить в качестве свидетелей. Но многие ли из нас на это готовы?
Андрей Белобородов
Справка
За два года после введения антикурительного закона в Краматорске оштрафовано 3 человека, каждый на 17 гривен. В двух случаях - за курение в подъездах, в одном - в административном здании. Оба протокола в случае с подъездами стали возможны благодаря тому, что жители заняли твердую и принципиальную позицию. Они сами неоднократно предупреждали курильщиков, а уж потом обратились в органы.