Краматорский художник Михаил Палаев проектирует автомобили и быттехнику

Учится на четвертом курсе Харьковской городской академии дизайна и искусств по специальности «Промышленный дизайн». Несмотря на столь юный возраст, на счету художника две персональные выставки, а также участие во многих конкурсах и проектах как в сфере живописи и дизайна, так и в ювелирной.

— Михаил, кто повлиял на ваше увлечение рисованием?

— В детстве я часто наблюдал за работой моего отца, ювелира-дизайнера. Когда я был маленьким, он занимался миниатюрой — росписью Палеха, а позже я видел, как отец разрабатывал украшения. Сам уже много лет занимаюсь ювелирным делом — эскизным проектированием и 3D-моделированием. В детстве каждый ребенок пытается реалистично изобразить окружающую действительность в меру своих возможностей. Здесь и я не стал исключением.

— Чем еще увлекались в детстве, кроме рисования?

— Моя мама — преподаватель игры на фортепиано в Краматорской детской школе искусств, поэтому музыка также много значила для меня. Я окончил музыкальную школу по классу фортепиано, ударных и игры на ксилофоне. Сейчас не упускаю возможности собраться с друзьями дома, где у меня стоят барабаны, или на репетиционной точке для совместного музыкального творчества. А еще в детстве любил смотреть мультфильмы.

— Какие, например?

— Я любил зарубежные мульт­фильмы... Многие говорят, что наши советские добрее и душевнее, но, думаю, и продукция Walt Disney Pictures не вызывает сомнений в этих качествах. В ней нравится все: потрясающие персонажи и характеры, отличная проработка, ярко выраженная идея.

— Есть любимые мультфильмы?

— В первую очередь диснеевские — все серии «Веселых мелодий», мультфильмы PIXAR.

— Кого-нибудь из их героев рисовали?

— Срисовывать я не очень любил. Категорически отрицаю это занятие в любых оформительских работах — только свои образы и композиции.

— Например?

— В детстве мотивами были погони, преследования, борьба добра и зла.

— Это лейтмотив в вашем творчестве?

— Конечно, сейчас тематика поменялась. В моих работах часто звучит тема поиска — творческого пути, второй половинки. Многие работы автобиографичны... Я не признаю создание работ по принципу «история одного человека», поэтому обобщаю образы, стараюсь, чтобы каждый смог найти себя хотя бы в одной композиции.

— Т. е. темы и сюжеты для работ вы черпаете из своей жизни, стараетесь найти в себе то, что будет в то же время близко и другим?

— Это верно, но я, скорее, уточняю образы, делаю их более утрированными. Изображаю не конкретных людей или события — они собраны из многих маленьких частей воедино, а темы подсказывает моя жизнь... Образы — в моих близких, друзьях, переживаниях и наблюдениях... Кроме того, в детстве я много мастерил — клеил, резал, пилил, вытачивал. Вобщем-то, жизненная мечта сбывается... Еще в школе я хотел всерьез что-нибудь конструировать. В четыре года дедушка выдал мне инструменты, установил тиски, и я мастерил различные модели самолетов, автомобилей. Думаю, в каждой семье найдется «чемоданчик» с инструментами... Все ребята в детстве испытывают интерес к гайкам, шурупчикам, лампочкам — это все естественно, поэтому никакого секрета тут нет.

Было многостороннее развитие, поиски... Думаю, так и должно быть — ребенку необходимо раскрыть себя...

— У вас и сейчас сохранился интерес к гайкам и шурупам?

— Иначе бы я не стал промышленным дизайнером, а это — проектирование от автомобилей, бытовой техники и средств передвижения до обычной кухонной утвари и предметов повседневного пользования.

— Какими проектами на сегодня можете похвастаться?

— Большинство из них учебные: «Елочное украшение с философией подарка», «Велосипедный ультразвуковой пьезокерамический репеллер», «Светодиодная насадка для душа Шарко», «Мультимедийный оптический комплекс» и множество других... Все они существуют как концепция — на бумаге, в электронном виде и в 3D-варианте. Реализованные проекты в основном из ювелирной сферы — эксклюзивные украшения и гарнитуры.

— Можно ли что-нибудь из них купить сейчас?

— Думаю, лет через пять можно будет. Пока у меня нет необходимой материальной базы, а спонсоров, как показали организованные целиком за свой счет проекты, в Украине не так уж и легко найти.

— Вернемся к музыке. Какая больше по душе?

— Предпочитаю джаз или фанк, сейчас выбираю музыку под настроение. С исполнителями… затрудняюсь ответить. Бывает так, что нравится всего пара композиций определенного исполнителя, но тогда их ряд будет бесконечен. Часто включаю «музыкальный фон», для работы идеальным считаю эмбиент, чилл-аут. Когда работаю над изображениями определенной стилистики, скажем, хип-хопа или джаза, стараюсь включать соответствующую музыку, рисование ведь — из души, поэтому и творчество пропитано необходимой атмосферой... Люблю, когда музыка приносит радость, вызывает эмоции. Она должна быть живой. Работаю в основном за компьютером — проектирую, занимаюсь 3D-моделированием, часто трансформирую «ручную» графику в компьютерную, потом они вместе взаимодействуют. Практически всегда меня сопровождает музыка, если не считать рабочих моментов при серьезных расчетах в промышленном дизайне. Живописью люблю заниматься в тишине — это привили еще в художественном училище.

— В июне у вас прошла персональная выставка в галерее «Искусство Слобожанщины». Как ее приняли?

— С интересом. Я очень рад, что гости поддержали мою идею и прониклись атмосферой дороги. Проводники, чай с сушкой, открытки— билетики, джаз, стук колес — все, как и было задумано. Саму тему железной дороги считаю всеобъемлющей. Она касается и молодежи, и людей в возрасте. Судя по отзывам посетителей, я оказался прав.

— Выставка довольно-таки необычная: графические изображения на железнодорожных билетах. Пробовали ли вы рисовать на каких-нибудь других билетах? Скажем, с театральных спектаклей или музыкальных концертов?

— Нет, на других билетах я не рисовал. Этот проект родился как эксперимент. У меня всегда с собой планшет с бумагой, особенно в пути. Просто необычная фактура билета из символов и узоров пленила мою душу. Так, иногда надписи на билете поддерживают графические изображения образов, как, например, в работе «В свете 2012», где на листе бумаги виднеется слово «человек», а такие нюансы имеют смысловое значение... Оно изначально было напечатано на билете и подчеркивает идею, что главное не культ футбола или какого другого события, а живой человек, его душа.

— Насколько билет — удачный холст?

— В роли холста билет интересен тем, что на нем не просто рисуешь, а как будто «вплетаешь» свои изображения в атмо­сферу дороги. Кроме того, проводники вагонов тоже сыграли роль в создании работ. Особый надрыв билета при погашении влиял на композиционную организацию образов!

— Каким образом?

— При сильном надрыве изображенные персонажи «пытались обойти» разорванное место. Так, например, в работе «В системе» один из персонажей самостоятельно пытается «разорвать» сильно надорванный проводником билет. Этот образ — символ неукротимости свободной личности в системе.

— Билет — символ чего для вас?

— Думаю, билет — достижение, воспоминание о пережитом... Примерно это испытываешь, когда держишь старый диплом или грамоту, а в ней — волнение и свет. Так и билет — черта на грани до и после поездки. Хотелось бы, чтобы найденные ненароком старые билеты приносили только радость.

— Сколько всего у вас в коллекции железнодорожных билетов?

— Двадцать два билета были представлены в оригинальном виде. Они обработаны на компьютере и распечатаны в 1,5–2,5-метровом размере.

— Это же билеты не только маршрута «Харьков — Кра­ма­торск»?

— В представленных на выставке билетах лишь три иного направления. Это «Харьков — Симферополь», с ароматом свежего крымского воздуха...

— На выставке вы оставили чистым один билет — для посетителей. Что в итоге получилось?

— Двадцать третий билетик из серии — тот самый чистый. Он был заполнен надписями и рисунками посетителей еще в первый день выставки, но доблестно выдержал всю экспозицию. Им я дополнил серию — мне кажется, он неотъемлем, потому что в нем тепло и эмоции посетителей. На билете появились надписи, новые персонажи, выдуманные гостями слоганы, пожелания, даже стихотворение от таинственной незнакомки.

— Вы часто ездите на поездах. Что это для вас — приятное времяпрепровождение, вынужденная необходимость или что-то еще?

— Дорога всегда вызывает у меня волнение, особенно если я привязан к графику движения транспорта, тем не менее, каждая поездка — праздник! Во-первых, это смена обстановки и глоток свежего воздуха, во-вторых, радость встречи с близкими, и, в-третьих, время в дороге я посвящаю музыке, рисованию, чтению — тому, без чего не могу существовать! Когда садишься в поезд, ты спокоен, ты в пути. Перед тобой чистый лист бумаги, множество идей и стук колес... Мне кажется, в этом есть что-то особенное!

— Какой ваш любимый вид транспорта?

— Поезд — идеальный вид транспорта! И еще, наверное, самолет, хотя я и не летал. Оправдать мой вывод просто: в автобусе невозможно читать и рисовать, время проходит зря. Когда занят каким-то творчеством, чувствуешь рост. Я часто отклоняю предложения родителей и друзей на счет поездки в автомобиле, хотя это и быстрее, но... Когда это неизбежно, я обдумываю идеи, иногда записываю на телефон, а после материализую.

— Сейчас билетиков в коллекции прибавились?

— Чистых — да, но сам проект считаю официально законченным.

— Дополнять его новыми работами не планируете?

— Нет, новые работы будут в рамках нового проекта другой стилистики и идейной направленности.

timeua.info

1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 1 голос
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter