Этикетки не читаем, упаковки не храним

 

«Из-за того, что магазины требуют сохранять картонные упаковки от бытовой техники, мой балкон скоро превратится в мусорник и, не дай Бог, сгорит от брошенного соседом окурка!» - пожаловался «ВП» один из читателей.

И действительно, мировая промышленная индустрия из года в год создает такое обилие разнообразных товаров, что бедный потребитель теряет голову: только купил ноутбук, как вышла новая версия ультрабука, не успел привыкнуть к холодильнику no frost, как появился такой же, но с интернетом. 


То же касается телевизоров и пылесосов, посудомоечных машин и кондиционеров, микроволновок, утюгов, фенов и прочей полезной для дома техники. А что делать, если прибор не подошел по размеру, набору функций или просто сломался? 

Продавцы хором утверждают, что примут товар обратно (будь то для проверки качества, гарантийного ремонта или обмена на аналогичный), только если он – в фабричной упаковке. Однако, как выяснилось, данное требование незаконно.

Береги на всякий случай

«Ни в одном законе не написано, что покупатель должен хранить тару от купленной техники», - сказали «ВП» в отделе торговли исполкома. 

Статья 9 Закона Украины «О защите прав потребителей» гласит, что покупатель имеет право обменять непродовольственный товар в случаях, если он не подошел по цвету, габаритам или по другим причинам, из-за которых его нельзя использовать по назначению. А в упаковке он будет или без – роли не играет.

Но есть нюансы. Мы же не хотим, чтобы наш телевизор или компьютер при транспортировке из дома в магазин и из магазина – в сервисный центр, растрясся или поцарапался? Кому потом претензии предъявлять будем: себе, продавцу или водителю дяде Васе, который на рабочей машине принципиально ямы не объезжает?

К тому же и сами производители нередко просят в гарантийных талонах на товар не выбрасывать заводскую упаковку хотя бы 2-3 недели после покупки. Причем без оглядки на срок гарантийного обслуживания, который может исчисляться годами. 

Так что хранить или нет злосчастную упаковку – должен решать для себя только сам покупатель. В крайнем случае, чтобы не загромождать балконы и кладовки, можно избавиться только от пенопластовых вставок, которые находятся внутри упаковок, а картонные коробки разобрать и сложить в стопку. И если за 1-2 года с техникой ничего не случилось, можно смело от них избавляться.

Требуйте мягкие чеки!

Еще одна беда – качество одежды на рынках и в магазинах: там строчка кривая, там молния не работает, там зацепы и скатыши. Но эти недостатки можно увидеть при примерке, а вдруг брак проявится после стирки, можно ли тогда предъявлять претензии к продавцам? 

Жительница Краматорска Оксана Игоревна купила мужу рубашку на рынке в декабре, как подарок к Новому году. Но надел он ее феврале, и после первой же стирки она полиняла. 

Специалисты в таких случаях советуют в первую очередь обратиться к продавцу или частному предпринимателю с заявлением о проведении экспертизы качества товара (это можно сделать в Торгово-промышленной палате или в донецкой Госпотребинспекции). Услугу оплачивают продавец или производитель. 

Если будет доказано, что это производственный брак, то продавец должен вернуть покупателю деньги или поменять товар. Если вина покупателя – он возмещает стоимость экспертизы. 

Но на рынках чеков не дают, и доказать факт покупки той же сорочки или туфель в палатках оказывается проблематично. 

И торготдел, и администрация рынков требуют от продавцов давать покупателям хотя бы мягкие чеки, что предусмотрено п. 11 ст. 8 Закона «О защите прав потребителей», однако большинство торговцев этого не делают. Наказать их за это может только Госпотребинспекция. 

Но в местах продажи должна быть вывешена копия свидетельства о госрегистрации ЧП, и в конфликтных ситуациях эта информация тоже помогает доказывать факт покупки.

Однако и покупатели часто не читают этикеток, на которых производители указывают правила ухода за тем или иным изделием, а потом предъявляют необоснованные претензии к продавцам. 

В этой связи полезно знать, что с 2005 года у украинского потребителя, кроме прав, появились и обязанности (п. 3 ст. 4 ЗУ «О защите прав потребителей»). И теперь он обязан перед началом эксплуатации товара внимательно ознакомиться со всеми правилами, изложенными в инструкции по его применению. Не ознакомился и напортачил – твои проблемы. 

Например, если вовремя прочесть в инструкции к соковыжималке о том, что за один раз она выжимает не более 500 мл сока из цитрусовых, то сто раз подумаешь, стоит ли насиловать ее выдавливанием томатного сока из целого ящика помидоров.

Вопрос - ответ

Срок гарантии лучше проверять у производителя

Недавно в отделе торговли исполкома прошла линия прямой телефонной связи с населением на тему защиты прав потребителя. Какие вопросы больше всего волновали краматорчан?

Является ли потеря чека основанием для отказа в гарантийном ремонте изделия?

Нет, не является. Для товаров, на которые установлен гарантийный срок, достаточно наличия технического паспорта или другого заменяющего его документа с отметкой о дате продажи (ЗУ «О защите прав потребителей», ч. 11, ст. 8).

Купила на рынке сапоги 12 января за 410 гривен. Чека нет. Сапоги порвались 30 января. Пошла на рынок, там сказали, что отремонтировать не смогут, и вообще, срок гарантии на товар – 14 дней. Возвращать деньги отказались. Так какой же срок гарантии на некожаную обувь, купленную на рынке?

Гарантия действует на все товары независимо от того, где они куплены – в бутике, магазине или на рынке. Попросите документы на обувь с указанием срока гарантии от производителя. 

Только в сопроводительных документах и сертификатах качества или соответствия производитель указывает срок гарантии, и 14 дней он быть не может. В вашем случае срок 30-дневный, который, к сожалению, истек. Поэтому, если производитель не указал больший срок, возвратить деньги не получится.

Гарантийные сроки ношения обуви 
(со дня продажи или начала сезона):

Изготовитель гарантирует соответствие обуви требованиям стандартов при условии их правильной эксплуатации, транспортировки и хранения:

ГОСТ 1135-88 «Обувь домашняя и дорожная»:

- с подошвой из кожи и искусственным (синтетическим) верхом обуви – 30 дней;

- из остальных материалов: мужской и женской обуви – 60 дней; детской – 35 дней. 

Если мобильный телефон оказался некачественным (его уже дважды ремонтировали), могу ли я в течение срока гарантии потребовать его замены в случае очередной поломки?

Требовать замены, согласно ст. 8 ЗУ «О защите прав потребителей», вы сможете, только если в телефоне будет выявлен существенный недостаток, делающий невозможным его дальнейшее использование, возникший по вине производителя или продавца и наделен хотя бы одним из перечисленных признаков:

- недостаток не может быть устранен;

- устранение требует более 14 дней;

- делает товар другим, нежели предусмотрено договором.

Если недостаток окажется простым, вы можете предъявить одно из следующих требований:

- пропорционального уменьшения цены;

- бесплатного ремонта в течение 14-ти дней;

- возмещения расходов на устранение недостатков. 

Обязан ли магазин транспортировать некачественный товар в сервисный центр и обратно?

Закон регламентирует доставку такого товара за счет продавца (ч. 5 ст. 8). Но если у того  нет возможности транспортировать товар своими силами, сделайте это сами, но постарайтесь получить документ об оплате транспортировки и предъявите счет для оплаты продавцу.

Я пенсионер, в одном из поселковых магазинов мне отказались продать четвертинку хлеба. Правы ли продавцы?

Нет, продавцы не правы. В соответствии с п. 1.13 раздела 2 «Правил розничной торговли продовольственными товарами» определено, что штучный хлеб и хлебобулочные изделия массой 0,5 кг и больше по требованию покупателя разрешается разрезать на 2-4 равные части и продавать без взвешивания.

Чаще всего краматорские потребители жалуются на качество:

- бытовой техники;

- пластиковых окон;

- мобильных телефонов;

- одежды, купленной на рынках. 

! Обмену в 14-дневный срок подлежит только качественный товар, который за это время не использовался. 

Госпотребинспекция Украины по вопросам защиты прав потребителей находится по адресу:

83055, г. Донецк, ул. Челюскинцев, 184. 

Телефоны: (062)335-99-29, 335-36-49, факс: (062)338-13-50.

1 1 1 1 1
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter