Более трехсот водителей каждый месяц пополняют армию автомобилистов в Краматорске, получая права. В октябре одним из сотен водителей-новобранцев стал журналист "Восточного проекта". После двух месяцев практически ежедневных занятий и сдачи нескольких экзаменов мне выдали водительское удостоверение.
"Когда получите права, не обольщайтесь: настоящими водителями вы сможете стать не раньше, чем через два года. Поэтому, если есть возможность, первое время садитесь за руль только с опытным водителем", - наставлял нас Михаил Бабалян, преподаватель автошколы.
Михаил Меликович знал, что говорил: он был инструктором автошколы еще в советские годы, сам работал водителем, возглавлял другую автошколу, поэтому большинство примеров на занятиях приводил из собственной практики.
И если поначалу казалось, что запомнить Правила дорожного движения - это непосильный труд, то через два месяца штудирования правил и решения теоретических задач на большинство вопросов курсанты отвечали хором.
Экзамен в МРЭО ГАИ состоит из двух частей. Первая - теоретическая: сидя в компьютерном классе, за 20 минут нужно ответить на 20 вопросов. Человек, допустивший одну или две ошибки, считается успешно сдавшим экзамен. Кто ответил неправильно на три и больше вопросов - будет пересдавать экзамен через неделю.
Вопросы известны заранее. Их, например, можно найти на сайте http://gai.org.ua или купить сборник вопросов в книжном магазине. В сборнике - 93 варианта билетов, каждый из которых состоит из 20 вопросов. Некоторые вопросы повторяются, но в общей сложности около 1800 задачек за два месяца занятий желательно решить.
Среди них есть и такие: на какой высоте от пола должна быть закреплена скамейка в кузове грузового автомобиля, если он перевозит людей? Какую величину не должен превышать суммарный люфт в рулевом управлении автобуса? Трудно сказать, зачем эти знания нужны водителю легкового автомобиля (категория "В"), но на экзамене не спорят.
Штудирование правил дало о себе знать: на экзамене в МРЭО красный штрафной сигнал для меня не загорелся ни разу. На все двадцать вопросов я ответил правильно.
А вот экзамен по вождению оказался сложней. Притормозив на перекрестке, я дважды допустил одну и ту же ошибку: не смог сбалансировать работу педалей "газ" и "сцепление". В итоге автомобиль безнадежно заглох, а инспектор ГАИ, принимавший экзамен, бесстрастно произнес: "Вам нужно подучиться, приходите через неделю".
Права водителя - до 2062 года
Подучивался я там, где мог: на редакционной машине "Восточного проекта" ездил по грунтовым дорогам вокруг аэродрома, с родственником ездил по узким улочкам поселка Новый Свет. Согласно новой редакции Правил дорожного движения, учебная езда на дорогах разрешается только в присутствии специалиста по подготовке водителей, то есть инструктора автошколы. Покататься как раньше на своей машине с опытным водителем (отцом, родственником или знакомым) уже не получится. Штраф - несколько сотен гривен.
В итоге вторая попытка сдачи экзамена по вождению оказалась более успешной. Злосчастный перекресток я миновал. И вот заветное водительское удостоверение - пластиковая карточка, по форме напоминающая кредитную, у меня в руках. Срок действия удостоверения - октябрь 2062 года. Трудно поверить, что через 50 лет я буду в состоянии ездить за рулем.
Общая сумма прохождения медкомиссии, учебы в автошколе, сдачи экзаменов и получения удостоверения составила чуть больше 3000 гривен. Прохождение медкомиссии затянулось надолго. Поэтому добрый совет: решили поступать в автошколу - пройдите комиссию заранее.
Стоимость обучения в автошколах Украины (категория В):
Краматорск: 2530-2800 грн.
Донецк: 2800-4000 грн.
Киев: 2100-3500 грн.
Хотите быть юридически подготовлены к учебе в автошколе и сдаче экзамена в МРЭО? Найдите в интернете два документа и внимательно изучите свои обязанности и права:
- Постанова Кабінету Міністрів України № 229 від 02.03.2010 р. "Про затвердження Типової навчальної програми підготовки та перепідготовки водіїв транспортних засобів";
- Наказ Міністерства внутрішніх справ України № 515 від 07.12.2009 р. "Інструкція про порядок приймання іспитів для отримання права керування транспортними засобами та видачі посвідчень водія".
Как правильно выбрать автошколу?
Чаще всего выбирают ту автошколу, которая ближе всего расположена к месту вашего жительства или работы. Но если есть возможность, поищите лучшую школу и лучших преподавателей.
1. Расспросите о школах у учившихся там друзей и знакомых. Если получится, посетите хотя бы по одному занятию в разных школах и оцените уровень и манеру преподавания.
2. Узнайте, сколько часов в школе отводят на учебное вождение автомобиля. (Правильный ответ - 40 занятий по 45 минут. Меньше не может быть, так как это запрещает программа, утвержденная Кабмином Украины.)
3. Узнайте, есть ли у школы закрытая площадка для вождения. Первые занятия лучше всего проводить на ней.
4. Узнайте, сколько учебных автомобилей и каких марок имеются в школе. (Если в школе всего две-три машины, на которых занимаются группы, ваш инструктор чаще всего будет занят. Увы, не вами.)
5. Узнайте, проводят ли в школе занятия по устройству автомобиля и приглашают ли врача, который должен рассказать о первой медицинской помощи.
6. Узнайте, можно ли оплатить обучение в рассрочку.
Сдаём экзамен в МРЭО: только без паники!
Дмитрий Мурга - ведущий специалист Отдела регистрационно-экзаменационной работы ГАИ г. Краматорска и Дружковки. Начиная с 2005 года, он принимает экзамены в ГАИ и знает, какие ошибки кандидаты в водители допускают чаще всего.
"На результат очень влияет фактор волнения, - говорит он. - В билетах на каждый вопрос предлагают от двух до пяти вариантов ответов. Наиболее правильный и полный - только один. Часто бывает так, что на сложные вопросы люди отвечают, а на простых вопросах допускают ошибку.
Экзамен по практическому вождению автомобиля длится максимум 15 минут, но может закончиться, когда человек еще не успел выехать на дорогу. Если кандидат в водители сделает три ошибки или две одинаковые, экзамен прекращается.
Например, он сел за руль, но не пристегнулся (это первая ошибка), завел автомобиль, пытается начать движение, но автомобиль глохнет, так как не снят ручной тормоз (вторая ошибка). Потом, не выключив первую передачу, он поворачивает ключ в замке зажигания, чтобы завести машину. Машина рвется с места и глохнет (третья ошибка). Экзамен считается не сданным.
Самый большой процент положительной сдачи экзамена по вождению автомобиля - показывают выпускники автошколы АПТ-11410. По теоретической части лидирует автошкола на улице Шкадинова, 1, преподаватель - Навуковский Сергей Петрович. Очень грамотный и творческий преподаватель.
Также хочется отметить отличную работу других преподавателей автошкол. В число лучших специалистов входят: Погребняк Андрей Андреевич (Краматорская автошкола ТСОУ); Гордиенко Юрий Григорьевич, Бабалян Михаил Меликович, Шинкарь Владимир Иванович (Краматорский филиал Доноблавтоучкомбината); Сущенко Дмитрий Георгиевич, Котенко Алексей Владимирович (автошкола Краматорского АПТ-11410); Довбня Николай Викторович (автошкола ТСОУ НКМЗ); Агапин Александр Валентинович (Дружковский филиал Доноблавтоучкомбината).
Если во время сдачи экзамена в МРЭО получили успешные оценки менее 33% учеников группы, преподавателю автошколы выносится предупреждение. Если такое повторится еще раз в течение года, мы готовим предписание на имя директора автошколы, и преподавателя увольняют. Такие случаи в Краматорске были.
После сдачи теории человек имеет право зайти в класс со своим преподавателем и оценить ошибки, которые он допустил. Всё предельно открыто. После этого разговоры о том, что в ГАИ установлена "неправильная программа" или кого-то "специально завалили" просто лишены смысла.
А совсем скоро процесс сдачи экзаменов будет транслироваться в режиме реального времени в сети интернет. Уже выделен канал и идут технические работы. Все ответы будут видны представителям Управления ГАИ в Донецке и Киеве. Надеемся, что с Нового года эта система заработает".
Олег Кручинин