“Евро-3”, “Евро-4” - бензины будущего года

Совсем недавно Госпотребстандартом приняты новые стандарты: ГОСТ 4839:2007 “Бензины автомобильные повышенного качества. Технические условия” и ГОСТ 4840:2007 “Топливо дизельное повышенного качества. Технические условия”. Эти нормативные документы вступают в силу с 1 января наступающего года.
 
Что стоит за разработкой данной документации? Подробности об этой проблеме в интервью с директором ГП “Донецкстандар-тметрология” Дмитрием Гольцевым.
 
- Столкнутся ли с проблемами производители нефтепродуктов при внедрении этих новых стандартов?
- Проблемы: неготовность технологических линий по переработке нефти выполнить жесткие требования стандартов и необходимость вкладывать крупные инвестиции в модернизацию производства. Эти нормативные документы вступают в силу с 1 января наступающего года, и введение их в действие влечет за собой, как обычно, целую вереницу проблем.
 
Вот одна из них. Параллельно с новыми стандартами будут действовать старые ГОСТы, и полный отказ от них произойдет, когда большая часть предприятий будет способна достигнуть показателей, предусмотренных новыми стандартами. То есть определенное время в Украине будут продолжать действовать ГОСТ 3868-99 (дизельное топливо) и ГОСТ 4063-2001 (бензины). Сроки полного перехода на новые стандарты качества, соответствующие требованиям “Евро-3”, в первую очередь зависят от возможности украинских нефтеперерабатывающих предприятий провести реконструкцию, модернизацию действующих или строительство новых мощностей для производства продукции, которая будет отвечать требованиям новых стандартов.
 
Поэтому протоколом №6 заседания экспертно-аналитической группы от 13 ноября нынешнего года принято предложение Минтопэнерго по установлению трехлетнего срока для полного перехода на новые стандарты.
 
Другими словами, нынешние стандарты прекращают действовать с 1 января 2011 года. Сейчас к выпуску бензинов и дизтоплива “Евро-3” готов лишь Лисичанский НПЗ. В первом квартале 2008 г. ожидается запуск Одесского НПЗ, который при заявленной конфигурации оборудования также сможет наладить выпуск светлых нефтепродуктов по новым стандартам.
 
В то же время, как отмечает председатель Госпотребстандарта Александр Шныпко, этот процесс не может быть длительным, поскольку уже сегодня на отечественном рынке реализуется импортное топливо, которое отвечает самым высоким европейским требованиям (“Евро-3”, “Евро-4”, “Евро-5”), но сертифицируется по действующим ГОСТам.
 
- Как отразится введение в действие новых стандартов на окружающей среде?
- Только положительно. Эти стандарты – часть разработанных мировым сообществом мероприятий по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу.
 
- Какие обязательные правила должны выполняться на АЗС при реализации дизельного топлива и бензина повышенного качества?
- Есть Правила розничной торговли нефтепродуктами, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины 20.12.1997 №1442 (с изменениями).
 
Главные требования: трехстрочная топливораздаточная колонка (цена за литр, объем в литрах, общая цена); мерник для проверки точности отпуска; точность отпуска 0,25%; копия чека, подтверждающая покупку.
 
- Какие выгоды получит потребитель при переходе на новые стандарты?
- Более высокое качество моторных топлив увеличивает ресурс двигателя и снижает вредное воздействие на окружающую среду. Это “плюс”. К “минусу” относится более высокая цена и риск купить фальсификат.
 
- Какие меры применяются к нерадивым производителям моторного топлива?
- Председатель Госпотребстандарта Александр Шныпко приводит пример. В октябре этого года специалисты по государственному надзору совместно с представителями правоохранительных органов провели проверки нефтеперерабатывающих предприятий, расположенных на территории Крыма. Они выпускают бензины и дизельное топливо по техническим условиям. При проверке ЗАО “Нефтеперерабатывающий завод “Крым” в Сакском районе отобрали пробы стабильного бензина и направили их в лабораторию. В результате исследования выяснилось, что эта так называемая “фракция” не отвечает требованиям безопасности соответствующего ГОСТа. Использование такой продукции в качестве моторного топлива наносит вред не только окружающей среде, но и технике. Но самое большое удивление вызвало то, что это предприятие вообще не имеет права производить продукцию: ни регистрационных документов, ни разрешения на производство, ни протоколов защиты окружающей среды, измерений концентрации бензина, исследований продукции, ни санитарного заключения на нормативную документацию, как, собственно, и самой нормативной документации. И, представьте себе, такой бензин отпускался на автозаправочных станциях.
 
Естественно, “лавочка” была прикрыта: отменены указанные технические условия, запрещена реализация продукции, а относительно руководителей предприятия открыты уголовные дела.
 
- Какие системы контроля качества продукции практикуются Госпотребстандартом?
- Это плановые проверки и проверки по жалобам потребителей. Внеплановые проверки проводятся по обращениям, жалобам потребителей. Что касается планового контроля сферы торговли нефтепродуктами, то он ведется на постоянной основе. В частности, за 10 месяцев текущего года Госпотребстандартом проверено более 36 млн. л нефтепродуктов, из которых сняты с реализации 11,5%. Из них большинство не имело документов, подтверждающих их качество, более трети забракованной продукции не содержало необходимой информации, а около 13% не отвечали требованиям нормативных документов.
 
В общем, разнообразные нарушения регламентов были обнаружены на 74,1 % из более чем 1600 проверенных АЗС. Основные нарушения касаются упомянутых Правил розничной торговли нефтепродуктами: отпуск заказанной дозы нефтепродуктов не в полной мере, отсутствие полного состава мерников, отсутствие документов о качестве и безопасности, отсутствие своевременной и достоверной информации о реализуемых нефтепродуктах.
 
За все нарушения наложено штрафов на общую сумму более чем 1,4 млн. грн., в 87 случаях результаты проверок переданы правоохранительным органам.
 
- Куда может обратиться потребитель, недовольный качеством моторного
топлива?
- В территориальные органы Госпотребстандарта Украины. Это – Главное Донецкое областное управление по делам защиты прав потребителей и ГП “Донецкстандартметрология”.
 
Беседовал Александр Селезнев
1 1 1 1 1
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter