Подростковая жестокость

Подростковая жестокость:от игнорирования до унижений и издевательств В Краматорске проблема подростковой жестокости так же актуальна, как и во всем мире
 
Подростковая жестокость во всем мире приобретает ужасающие формы и масштабы: школьники расстреливают одноклассников; избивают сверстников, снимая действо на мобильный телефон и выкладывая видео в интернет; доводят одноклассников до самоубийства. Наш город эта проблема тоже не обошла стороной.
 
Пятеро на одну
Уже неделю в городе говорят об инциденте между десятиклассницами, в результате которого пострадала ученица ОШ № 25 Оксана: сверстницы нанесли ей легкие телесные повреждения.
 
Слухов о причинах ссоры возникло немало, самой распространенной была версия о разбитойлюбви. По словам самой Оксаны,“разборки” произошли из-за разногласий во взглядах. Как говорит ее мама, причиной стали девчачьи сплетни: одна о другой не то сказала, вторая не так передала, третья и вовсе все перевернула. Как результат - пять девушек, ученицы ОШ № 15 и ОШ № 22, пришли выяснять отношения в школу к Оксане.
 
Слова у них быстро закончились, и потому девушки подкрепили их кулаками. Били не все, “почетная” роль досталась самой активной, остальные выполняли функцию массовки: один на один ведь не интересно, важно ощущение стаи.
 
“Разобравшись”, девушки ретировались, оставив десятиклассницу с окровавленным лицом. Администрация школы незамедлительно приняла меры, подняв на уши все службы города: обидчиц разыскали, Оксану осмотрели медики, с работы была вызвана мама девочки. Повреждения были незначительными (носовое кровотечение остановили быстро), но учителя боялись, чтобы девушки не пришли к ней домой продолжить выяснение отношений, потому предупредили участкового милиционера.
 
Всех участниц конфликта вызвали в милицию, и, пока выясняли обстоятельства и причины инцидента, девчонки помирились. Этот инцидент закончился благополучно для всех его участников благодаря оперативному вмешательству взрослых.
 
Некоторое время девушка по рекомендациям врача-невропатолога была дома с мамой, и сейчас она говорит, что все уже забылось, отношения с девочками наладились.
 
Почему нельзя обойтись без кулаков?
Под вопросом остается мотив девушек-обидчиц: почему они предпочли разобраться с помощью кулаков? В милиции им рассказали о возможных последствиях их действий и о других способах решения конфликта. Надеемся, девочки до конца осознали серьезность и неправильность своего поступка. Это стало уроком и для взрослых и поводом в который раз обратить внимание на проблему подростковой жестокости.
 
Ведь дело не столько в том, что инцидент произошел именно с этими девочками, на их месте могли быть другие, а в том, что подростки предпочитают применять силу, решая проблемы, и в немотивированной жестокости, ярким примером которой является недавний случай в Финляндии, когда подросток расстрелял своих одноклассников и застрелился.
 
Но подростковая жестокость проявляется не только в физическом насилии над сверстниками, но и в моральном. Практически в каждом коллективе есть отверженные дети, и отношение к ним бывает абсолютно разным: от игнорирования до унижений и издевательств, которые порой приводят ребят к суициду. Устраивая “травлю” такого ребенка, подростки не задумываются, к чему это может привести.
 
Суицид из-за издевательств одноклассников
Краматорчанка Аня (имя девочки изменено. - Прим. авт.) в прошлом году неоднократно подумывала о суициде из-за издевательств одноклассников. Она рассказала, что одноклассницы встречали ее после школы, били ногами и заставляли курить, издевались над ней в туалете, обзывали, оплевывали. Девочку пришлось перевести в другую школу, и только благодаря работе педагогов и психологов она смогла благополучно окончить девятый класс.
 
Еще одну девочку одногодки постоянно доводили до нервных срывов, обзывая “блохастой”. Смешное и прикольное, как казалось ребятам, прозвище прикрепилось к 11-летней миловидной девчушке из-за неопрятности и очень быстро привело к тому, что многие дети поверили в то, что у девочки есть вши. В результате с ней не хотели сидеть рядом и разговаривать, что очень сильно ее ранило.
 
Подростки жестоки, они ранят и словом, и делом, и не дай бог попасть к ним в немилость: они тут же вынесут свой вердикт, особенно если они - стая. Причем жертвой станет тот, кто слабее.
 
Перекладывать всю ответственность в этом вопросе на педагогов нельзя, потому как истоки жестокости тем или иным образом идут из семьи. И только тесная работа семьи и учебного заведения сможет противостоять остальным факторам развития жестокости.
 
справка
Что такое жестокость?
Жестокость - свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению. Также трактуется как метод достижения цели (как правило, корыстной). Понятие жестокости неотделимо от понятий морали и нравственности, так как в мире животных целенаправленной, осознанной жестокости нет. /Материал из свободной энциклопедии “Википедия”
 
Евгения Лубенец
 
 
 
 
Подростковая жестокость захлестывает мир. Вот только некоторые факты, подтверждающие это:
 
Россия. В одной из школ Благовещенска ученики 8-го класса избили свою соученицу, сняли избиение на видео и выложили в интернете. Девочку толпой пинали и оплёвывали. /Правда.Ру от 15.10.2007 г.
 
 Финляндия. 7 ноября 2007 года 18-летний фин Пека-Эрик Аувинен расстрелял 8 человек в своей школе Ёкела, расположенной в Туусле, городе в 50 км на север от Хельсинки. /Lenta.ru от 12.11.2007 г.
 
США. В одной из школ Калифорнии вооруженный пистолетом 17-летний подросток открыл стрельбу и захватил в заложники 30 человек. /Подробности от 29.09.2007 г.
 
Россия. В Тюмени 14-летняя школьница Наташа Суворова выпрыгнула с 8-го этажа, не выдержав издевательств со стороны одноклассниц. /NEW Sru.com от
21.02.2007 г.
 
Польша. 14-летняя ученица 2-й гимназии города Гданьска повесилась после того, как одноклассники во время урока раздели ее догола и сняли на видеокамеру мобильного телефона. В настоящее время в отношении пяти ее одноклассников возбуждено уголовное дело по статье “Доведение до самоубийства”. /NEW Sru.com от 21.02.2007 г.
 
Россия. 19-летний Сергей Андрюшин в девять утра на узкой ульяновской дорожке повздорил с группой ребят помладше. Сергей приехал из другого района, по одной из версий, этого оказалось достаточно, чтобы на школьном дворе его забили железными прутьями и арматурой. /news. ntv.ru от 28.01.2007 г.
 
Россия. Стая детдомовцев нанесла мужчине около 47 повреждений различной степени тяжести в области головы, на туловище — около 130 и на конечностях — около 160. Всего — более 300. Экспертиза показала, что погибшего не только жестоко убили, но еще и частично съели. /news.ntv. ru от 28.01.2007 г.
 
Великобритания. В январе 2005 года в Великобритании завершился процесс над двумя школьницами, которые взяли в плен свою 12-летнюю подружку и издевались над ней в течение трех часов. /NEWSru.com от 21.02.2007 г.
 
Великобритания. В октябре прошлого года 12-летней ученице колледжа в Шиффелде изрезали лицо ножом только потому, что ее успехи в учебе кому-то из одноклассников не нравились. /NEW Sru. com от 21.02.2007 г.
 
 
из личного дневника
У них на всё один ответ: «Забычка». Я долго не решалась написать это. Эти слова – не только моя личная история, это история сотен и тысяч мальчишек и девчонок.
 
Это то, что многим отравляет жизнь. И даже когда с вами просто мало общаются в классе, это кажется ничем по сравнению с постоянными издевками и оскорблениями. Одни отделываются словесной атакой, на других направлена более тяжелая артиллерия: плевки, удары, пачканье одежды мелом, подножки, купания в унитазе.
 
Снова утро, снова идти в школу. Выйти нужно пораньше, чтобы быть в школе до прихода одноклассников. Ноги еле волокутся по заснеженной тропинке – так сильно не хочется в школу.
 
Пустой класс, я сажусь за парту, а вокруг тишина. Никто не шепчется за спиной, нет язвительных насмешек и острых взглядов, которые я молча сношу. А что я могу сказать? У них на всё один ответ: «Забычка». Они награждают им всех, кто не такой. Ты не ходишь на дискотеки? Значит, забычка. Не куришь, ни с кем не встречаешься, не даешь списывать? Тот же ответ. Ты плохо одеваешься, у тебя перхоть, какието физические недостатки? Или проблемы с весом, с кожей лица? Твои родители выпивают, у них непрестижная профессия, вы скромно живете? Или у тебя нет мобильного телефона? Диагноз один – угадали. Это слово, как клеймо, остается с тобой до окончания школы, а иногда и дольше.
 
Вспоминается сценка одной из команд КВН:
- Привет! Ты Васю рыжего помнишь из нашего класса?
- Не, не помню.
- Ну, он такой рыжий, волосы длинные, еще ходит вот так.
- Не помню.
- Ну, ты же его еще чмом называл.
- А! Помню!
- Так вот, я подстригся.
 
И все, кто дружит с забычкой, автоматически теряют авторитет в классе. Конечно, если сам Петя (или Ваня) с тобой подружится… Но такого не бывает. Улучшить отношение можно, давая списывать, но это до первого отказа, а потом ты снова становишься чмом.
 
Заканчивается учебный день, нужно скорее бежать домой, чтобы не забросали снежками. А завтра снова в школу с утра пораньше. Говорят, выживают только сильнейшие. Возможно, эта жестокость – борьба за выживание, но почему не умом, талантами и способностями, а грубостью? Иногда так хочется что-нибудь с собой сделать и написать, что ОНИ довели до этого… Но потом понимаю, что таким образом я не изменю ситуации. Лучше просто уехать учиться дальше в другой город и там стать другой, но не такой, как они.
 
Слава Богу, школу я окончила. Да и с одноклассниками теперь общаюсь без проблем: встречают не так, как рыжего Васю. И все, кажется, позади. Вот только с ужасом думаю о том, что когда-нибудь мне придется вести в школу своего ребенка…
Л. Е.
 
 
 
из жизни
Желая решить школьные проблемы, подростки выбирают самосуд
Чтобы расставить все точки над “i”, они вызывают друг друга на “разы”. Как это бывает?
 
На оборванном листе в клеточку корявым почерком вписаны фамилии участников, место проведения и время: “Люди, за гаражами после школы - “разы”. Прикиньте, Петров наехал на перемене на Иванова, как “Белаз” на “Запорожец”. Кто идет, пишите фамилию, комментарий и передавайте по рядам”.
 
После уроков весть разносится по параллели. Все кубарем катятся по ступенькам в гардероб; одевшись, высыпают на улицу и тащатся за гаражи. “Виновников торжества” публика приветствует бурными аплодисментами. Начинается классическая школьная драка, где есть и жестокость, и звериные глаза. Все дружно достают мобилы и начинают снимать. Разговоры в толпе: “А прикинь, видео на диск скинуть и – в интернет или хотя бы на “Сам себе режиссер”. - Да, реальный прикол будет!” И тут в самом разгаре, на беду всех присутствующих, из окна соседнего дома с третьего этажа раздается крик: “А ну быстро разошлись, а то сейчас милицию вызову!” И, как ни странно, действует: все нехотя разбредаются по домам…
 
А уже на следующий день Иванов и Петров с разных сторон кусают одну булочку в
столовке.
 
Инна Бойко, 13 лет
 
 
комментарии специалистов
 
Психолог
Подростки нападают стаями на “белых ворон”
О том, чем вызвана агрессивность у подростков, рассказал практический психолог Олег Зонтов. Эмоциональная нестабильность. Подростки не могут себя контролировать во время конфликта и зачастую идут до конца. Там, где взрослый может остановиться, подросток полезет в драку и будет бить, пока не выплеснет эмоции.
 
“Потому что мы стая”. Главное в таком возрасте - находиться в группе, “стае” и не стать “белой вороной”. При этом “стая” сама выбирает жертву и чаще всего по физиологическому признаку: “толстая”, “худая”, “очкарик”.
 
“Кодекс чести”. У подростков есть нормы и правила поведения в группе, и того, кто их нарушает, сразу же отторгают и подвергают агрессии. Агрессия, кроме физической (применение физической силы) и вербальной (оскорбления), может выражаться в форме раздражительности, подозрительности, обидчивости. Это тоже проявления агрессии, только выраженные по-другому.
 
Чтобы предупредить подростковую жестокость, взрослому необходимо сотрудничать с подростком, ценить его как личность.
Юлия Корогодова
 
 
юрист
Штраф, работы или полгода за решеткой
Инцидент в ОШ № 25 закончился общим примирением: родители девочки забрали заявление из милиции. А если бы они решили наказать обидчиков по закону?
 
“Исход дела зависит от решения суда, но можно предположить несколько вариантов развития событий, - говорит юрист Екатерина Емельяненко. - Так как пострадавшей причинены лёгкие телесные повреждения, то, согласно статье 125 Уголовного кодекса Украины, девочки, которым на момент совершения преступления нет 16 лет, не будут привлечены к уголовной ответственности. Те, которым больше 16-ти лет, понесут следующее наказание: штраф до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (до 850 грн.), или общественные работы на срок до двухсот часов, или исправительные работы на срок до одного года”.
 
Впрочем, юные особы, которым исполнилось 16 лет, могут быть и арестованы, если будет доказано, что они нанесли своими действиями умышленное легкое телесное повреждение, повлекшее кратковременное расстройство здоровья или незначительную утрату трудоспособности.
 
Максимальный срок заключения в таком случае может быть полгода. Однако по решению суда в том же случае наказание может быть и другим: в виде общественных работ на срок от 150 до 240 часов или исправительных работ на срок до 1 года.
 
“Если же будет доказано, что умысел девочек был направлен на причинение пострадавшей тяжких или средней тяжести телесных повреждений, а причинены только лёгкие телесные повреждения, содеянное будет квалифицироваться как покушение на тяжкое или средней тяжести телесное повреждение соответственно, - предупреждает Екатерина Емельяненко.
 
- При таких обстоятельствах наказание понесут все девочки, которые достигли на момент совершения преступления 14 лет. Причем оно будет более строгим. Тем более что преступление было совершено группой лиц”.
 
В некоторых случаях суд может уменьшить меру наказания. Смягчающими обстоятельствами в данном случае могут считаться: явка с повинной, чистосердечное раскаяние, активное способствование раскрытию преступления, добровольное возмещение причинённого ущерба и др.
 
Пострадавшая сторона имеет полное право обратиться в суд за возмещением
вреда: денег, потраченных на лекарства, услуги адвоката, а также возмещение морального вреда.
Оксана Черникова
 
 
Справка
Кратковременным расстройством здоровья следует считать расстройство здоровья продолжительностью свыше шести дней, но не более трех недель.
Незначительная стойкая утрата трудоспособности - это утрата общей трудоспособности до 10%.
 
Учителя
“Воспитанием ребенка должна заниматься не только школа”
Директор ОШ № 25 Александра Нещетная считает, что причина такого поведения подростков - в плохом воспитании.
 
“В школе ребенок бывает не больше восьми часов в день, - отмечает она, - в остальное время его воспитанием должны заниматься родители”. По словам Александры Нещетной, трудности возникают из-за антипомощников, в роли которых выступают интернет-клубы и телевидение с обилием насилия в программах.
 
“Пробел в воспитании закладывается с детства”
“Пробел в воспитании закладывается с детства, когда ребенок понимает только “хочу!” и “дайте!”, а не “должен” и “надо”, - говорит директор СШ № 4 Евгения Сидорова. - Именно в этом я вижу истоки подростковой жестокости. Важно также, чтобы учитель не переносил свои проблемы на детей и ко всем был внимателен.
 
Мне бы хотелось обратить внимание не столько на крайние формы проявления подростковой жестокости (драки, насилие), сколько на начальную форму, когда подросток грубит родителям, учителям, - говорит директор школы Евгения Сидорова. - Это отношение ребенка к взрослым и есть нижняя ступень жестокости”.
 
Причинами ее возникновения директор считает недостаток родительского внимания, отношение учителей к ученику и информационное поле, в котором растет ребенок.
1 1 1 1 1
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter