Развод: грех или необходимость?

Развод - явление в нашем обществе, увы, нередкое. Порой для развала семьи достаточно банального “не сошлись характерами”. Ежегодно количество развалов семей увеличивается. Однако у людей верующих, чтущих религиозные каноны, отношение к разводу иное. Как же относятся к разводу представители различных религиозных конфессий? Допустим ли церковный развод?
 
ХРИСТИАНСТВО: разводы допускают не все конфессии
Православие: “Повод к разводу - блуд!”
Иерей Сергий Кравченко (на фото), настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского (поселок Красногорка) говорит: “Развод - это грех. Церковь основана на учении Спасителя, а Он говорил: “Не прелюбодействуй”. А первоверховный апостол Павел учил: “А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, ежели разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, и мужу не оставлять жены своей”. (1 Кор., 7-10, 11).
 
Бывает, конечно, что люди разводятся, но поводом к этому, с точки зрения Церкви, может служить только супружеская измена, либо “ смерть духовная” одного из супругов, когда тот грешит, отпадает от Церкви и не хочет каяться.
 
По канонам православия можно совершать браковенчание до трех раз. Но если первое из них является торжественной службой, при которой над женихом и невестой держат венцы, символизирующие небесные короны, то второе венчание - не торжественное, и молитвы при этом читаются покаянные, во искупление греха. И разрешение на него дается не иначе, как самим правящим архиереем. А если Владыка не благословит, то священник венчать не имеет права. Но все же, если человек не может совладать с плотью и она требует своего, то лучше совершить повторное венчание, чем жить в открытом блуде и продолжать грешить”.
 
Католицизм: “Разводы недопустимы!”
Католицизм считает, что против неверности нет лекарства и поэтому развод бессмыслен. Однако брак может быть аннулирован, то есть признан недействительным. Если развод допустим при нарушении одним из супругов каких-либо правил поведения в семье (хотя в наше время он часто происходит и без этого), то аннулирование возможно в случае нарушения правил вступления в брак, например, при слишком близком родстве между супругами, двоеженстве и т. д. Супруги-католики могут “вспомнить”, что 10 лет тому назад они обвенчались не по правилам, и попросить аннулировать брак. Где бы они ни жили, вопрос решается только в Риме.
 
В большинстве католических стран вопросы о разводе регулируются светским, а не церковным законодательством, но церковь не венчает разведенных. В Италии развод разрешен лишь с 1971 года, в Испании - с 1982 года, в Ирландии - с 1995 года, а в ряде стран Латинской Америки он запрещен до сих пор. В этих странах многие пары, не веря в пожизненный характер брака, создают семьи без венчания в церкви, причем они признаются окружающими как мужья и жены и расходятся, если этот союз не устраивает кого-то из них.
 
Протестантизм: “Либеральное отношение к разводу”
Протестантизм подчиняет церковь государству (в Англии, Дании, Швеции, Норвегии и ряде других стран). Законы о разводе в некоторых из этих стран были приняты еще в XVIII веке, намного раньше, чем там, где сильны позиции католической церкви. Они носят более либеральный характер, чем у католиков и православных, хотя и далеко не одинаковы в разных странах.
 
Сейчас наиболее либеральный закон о разводе действует в Швеции, где при обоюдном согласии на развод супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, брак расторгается немедленно. Если кто-то из них возражает или если есть дети, то дается отсрочка на полгода. Если супруги не помирятся, развод дается автоматически, а его причина не выясняется, это считается вмешательством в частную жизнь.
 
“Свидетели Иеговы”: “Разводы не одобряются”
Валентина, распространитель духовной литературы “Свидетелей Иеговы” в Краматорске: “Двух людей сводит Бог. Во многих местах Священного Писания говорится о недопустимости разводов. Ведь они приводят к блуду, к прелюбодеяниям, а это - нарушение одной из десяти важнейших Заповедей Божьих. “...Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует”. Так сказано в Евангелии от Матфея (Матф., 19- 9). Однако если человек открыто блудит, уходит из семьи и живет с другой или другим, то это, конечно, повод для развода.
 
 
ИСЛАМ: развод - за вольности жены
Расторжение брака в исламе считается канонически действительным при выполнении следующих условий:
 
- грубое, неуважительное отношение жены к мужу или его родственникам, недопустимые вольности и аморальное поведение в общении с посторонними мужчинами;
- развод должен осуществляться в “чистый период”, когда супруги не имели
интимных отношений.
 
В большинстве исламских стран законы о разводе носят религиозный характер.Если муж произносит фразу: “Да будет свидетелем Аллах, что ты мне не жена”, жена сохраняет право на имущество, полученное ей от мужа. Муж обязан содержать ее в течение установленного для женщин срока воздержания от нового брака (у разных народов от 4 до 20 недель), не считая алиментов на детей, которые он платит и позже. В течение этого срока супруги могут возобновить свой брак.
 
Если муж трижды произнес эту фразу, он может вернуть жену лишь после того, как она побывает замужем за другим. Для этого муж нанимает подставного супруга (и не уверен, что тот возвратит ему жену).
 
 
ИУДАИЗМ: развод по взаимному согласию
Книга Второзакония разрешает мужу написать жене разводное письмо. После XI века эти письма стали получать законную силу лишь с согласия жены. Когда жена была против, раввины разрешали развод лишь в случае ее измены, бесплодия, безумия или других серьезных провинностей или болезней, но если она просто надоела мужу, он мог только жить отдельно, выплачивая ей содержание. При тяжких прегрешениях либо заболеваниях мужа раввины по просьбе жены заставляли его дать ей развод.
 
Уже в средние века сами по себе ссоры между супругами считались причиной для развода, но для этого ссориться надо было часто и публично. В Израиле дела о разводе рассматриваются раввинскими судами, развестись по обоюдному согласию не очень трудно, но это гораздо сложнее, если жена против, и еще тяжелее, когда возражает муж. Однако если суд признает, что у жены есть основания для развода, упрямца могут даже посадитьв тюрьму и он сидит, пока не передумает.
 
БУДДИЗМ: развод – дело светское, а не религиозное
Среди практикующих буддизм бракосочетание считается простым соглашением между людьми, а не духовным или религиозным союзом. Поэтому в буддизме нет никакого фиксированного обряда для бракосочетания. Развод, как и свадьба, считается гражданским актом, не имеющим отношения к духовному миру. Нет и религиозных текстов соответствующего содержания. Однако Будда давал наставления, как должна вести себя семейная пара.
 
 
АФРИКАНСКИЕ КУЛЬТЫ: повод к разводу - попытка навести порчу
Во многих не арабских африканских странах законы о разводе больше основаны на местных верованиях и обычаях, чем на Библии или Коране, они сложились еще до прихода в эти страны христианских и мусульманских миссионеров. Основанием для развода считаются отказ от интимных отношений с мужем или женой в течение долгого времени, систематическое уклонение мужа от содержания семьи или жены, от работ по хозяйству, продолжительная отлучка из дома одного из супругов без разрешения другого, постоянное пропивание или проигрывание в карты хозяйственной собственности, неуважение одного из супругов к родителям другого.
 
Длительная внебрачная связь жены считается причиной для развода почти у всех племен, но “разовая” ее измена - лишь у некоторых. Законы многих народов признают неверность мужа основанием для развода лишь тогда, когда он заразил жену “дурной болезнью” или бросил ее и ушел жить к другой.
 
У некоторых племен, признающих многоженство, бесплодие жены служит основанием не для развода, а для того, чтобы взять вторую жену. Когда виновным в бездетности считается муж, жена может требовать развода, если он не предложил ей “помощника” из своих друзей. Бывает, что мужья требуют развода, если жены отказываются от “помощи”. Причиной для развода признается и колдовство с целью навести порчу на супруга.
 
 
ИНДУИЗМ: муж умер - сожги себя!
Индуизм очень серьезно относится к браку. В Индии и сегодня женщина ограничена в выборе партнера. Браки заключаются родителями. Заключению брачного союза предшествуют годы выбора супруга; этот процесс требует мудрости двух семей, старейшины общины, религиозных лидеров. Сначала обязательно составляется астрологический прогноз совместимости будущих супругов. Целью брака в понятии индуистов являются дети, поэтому разрешено иметь несколько жен.
 
Брак становится пожизненным соглашением, развод не предусмотрен. Более того, не допускается вторичное замужество вдов, даже если они еще молоды. Ранее в Индии был широко распространен обряд “Сати” – добровольного самосожжения жены на погребальном костре умершего супруга. Жена, пошедшая на это, считалась “Сати” (доброй, хорошей) и после смерти, как считалось, становилась богиней. Но этот обряд запрещался английскими колониальными властями как жестокий и варварский еще в 19 веке.
 
Единственным поводом к разводу со стороны жены является импотенция мужа, однако и это на практике к разводу не приводит, а заменяется усыновлением или “нийогой”, то есть поручением для жены родить мужу наследника от сородича.
 
 
КРИШНАИЗМ: плохая жена - плохая карма
Вандана Дэви Даси, член международного общества “Сознание Кришны”, город Краматорск, считает: “Разводы недопустимы, ибо нарушают закон Вселенной. Мы получаем себе пару по карме, все хорошее - за хорошие поступки в прошлом, плохое - за плохие. Если вы разводитесь, вы нарушаете карму, пытаясь что-то изменить, но ее вам все равно придется отработать, в следующей жизни вы встретитесь с той же душой.
 
Это испытание дается нам для выработки духовных качеств - терпения, смирения и милосердия. Будьте дружелюбны, терпеливы и снисходительны, ибо забота друг о друге и о детях - это главная миссия, ради которой мы посылаемся в мир в этих воплощениях. Пытайтесь лучше познать друг друга и вместе - познать Бога. Люди не удовлетворены друг другом лишь до тех пор, пока живут материальным миром и не осознают себя духовными существами”.
 
Как видим, в законах разных религий нет привычных нам фраз: “не сошлись характерами” , “сексуальная неудовлетворенность”, “любовь прошла”, “я ухожу от жены, потому что полюбил другую женщину” - и тому подобных. Такие основания отвергаются любой религией и признаются только атеистами либо теми, кто посещает церковь, мечеть или синагогу, но не следует предписаниям религии в жизненно важных вопросах. Этих людей лишь формально можно считать верующими.
 
 
Подготовил Андрей Белобородов
1 1 1 1 1
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter