Близорукость: как помочь ребенку сохранить зрение в эпоху гаджетов и компьютеров

 06 07 5 650x410Чтобы узнать, какие главные причины появления близорукости у детей и как снизить риск ее возникновения, мы обратились к директору медицинского центра "Аилаз" Оксане Аверьяновой

Оксана Сергеевна – врач-офтальмолог высшей категории, кандидат медицинских наук, имеет 33-летний опыт лечения офтальмологических заболеваний.

"Проблемы со зрением у детей, которые появляются из-за пользования гаджетами и компьютерами – это на самом деле не проблема самих гаджетов и компьютеров, а глобальный вопрос цивилизации и именно так нужно эту проблему воспринимать", - считает Оксана Аверьянова.

"По сути, близорукость – эта наша плата за образование и постоянное развитие общества, это плата на наш прогресс. Это совершенно не значит, что от пользования техникой нужно отказаться, да мы и не сможем. Нужно только следовать ряду важных советов, чтобы зрение не ухудшалось".

По словам Оксаны Сергеевны, близорукость у детей возникает, прежде всего, при работе на близком расстоянии и при гиподинамии. Это и сеть главные причины, которые приводят к ухудшению зрения и развитию близорукости у детей.

Близорукость – плата цивилизации за научно-технический прогресс

Для понимания того, что на снижение зрения влияют учеба и зрительные нагрузки, достаточно обратиться к статистике: в юго-восточных странах, таких как Китай или Япония, 90% людей в возрасте 19-20 лет имеют близорукость. В центральной Европе этот показатель достигает около 44%, а в Африке – всего 5%. Зависимость обратно пропорциональна грамотности и проценту людей с высшим образованием в этих странах.

И если говорить о близорукости у детей, то современные офтальмологи прекрасно знают, как с ней бороться. Просто не все прислушиваются к советам, ведь никто не хочет отказываться от привычного образа жизни, все хотят волшебную таблетку.

Известно, что глаз ребенка полноценно развивается только к 8 годам. До этого к зрению ребёнка нужно относиться с особой осторожностью и ограничивать нагрузки. Но, тем не менее, уже в пять лет дети работают с мелкими предметами, развивая моторику, а в шесть – идут в школу. Это в то время, когда глаз ребенка еще не приспособлен к сильным зрительным нагрузкам.

Если до восьмилетнего возраста плести, скажем, бисерные игрушки, то такие занятия не повлияют на зрение положительно, а с точностью до наоборот. Такие нагрузки ребенку совершенно не нужны, и поэтому система образования нуждается в пересмотре существующих в ней подходов. К тому же, длительно пребывая в статической позе, с согнутой шеей, склонившись над партой, ребенок делает мелкую ручную работу, или пусть даже рисует, нарушается привычный ток кровообращения. Кстати, почему не повесить лист бумаги на стену? Ребенок стоит ровно, кровообращение не нарушено, может переминаться с ноги ногу. Мне кажется, так будет даже интересней!

Известно, что еще в древней Греции школьников во время перерыва заставляли покидать классы и проводить время на улице! Что касается современного мира, то в подходах к сохранению зрения и здоровья ребенка в целом мне импонирует современная система образования в Китае. Там в первом классе урок длится 20 минут, затем – 40 минут перерыва. У детей постарше, 30 минут урок, и столько же времени дети отдыхают. Затем принцип 40 на 20 фиксируется и остаётся до самого окончания школы. Таким образом, глаз постепенно привыкает к нагрузкам. Подобную систему стоило бы внедрить и у нас в стране, и тогда многих проблем со зрением у детей удалось бы избежать.

Наши дети уже давно растут в новой семантике: они не читают инструкций к мобильным телефонам и компьютерам, интуитивно чувствуют технику и легко пользуются ею. Поэтому от гаджетов детей ограждать не нужно, а просто уделять больше времени физическим нагрузкам и активности.

Пребывание ребенка на улице в два раза уменьшает вероятность развития близорукости

В том же Китае достаточно недавно провели интересные исследования. Результат показал: увеличение пребывания ребёнка на улице более чем в два раза снижает риск возникновения или развитие существующей близорукости в два раза, даже если один из родителей близорукий. Поэтому не всегда дело только в наследственности. Это может показаться удивительным, но если на улице просто стоять, то это все равно будет работать. На пользу идет естественный свет, воздух, снятие зрительных нагрузок и т.д. И если родители умудрятся поделить время пребывания ребёнка дома и на улице пополам, то это будет просто прекрасно и количество случаев близорукости сразу уменьшится. Такое распределение времени, с одной стороны, очень просто, а с другой – выделить столько времени бывает сложно. Надо помнить, что никакое аппаратное лечение не может заменить время, проведенное на свежем воздухе.

Конечно, мы не можем полностью отказаться от работы с мелкими предметами, как и от пользования компьютерами. Ведь нам необходимы такие специалисты, как часовщики, ювелиры. Бесценной является и наша уникальная украинская вышивка. Каждая профессия по-своему накладывает отпечаток на здоровье человека.  Профессия – это осознанный выбор, но нужно равномерно чередовать периоды зрительной загрузки и отдыха. Если час поработать, а потом хотя бы полчаса отдохнуть, это будет сказываться очень положительно. Для детей же зрительные нагрузки было бы идеально распределить в пропорции 50 на 50: два часа занятий, два часа прогулки или игр на открытом воздухе.

Небольшая степень близорукости сама по себе не страшна. Но дело в том, что, как правило, если не предпринимать мер по лечению, близорукость будет прогрессировать, и чем выше близорукость, тем серьезнее могут быть последствия. Доказано, что если близорукость переходит планку в шесть диоптрий, то риск осложнений со стороны сетчатки увеличивается в двадцать раз! И чем выше близорукость у детей младшего возраста, тем быстрее она может развиваться в дальнейшем. Поэтому самый главный совет – не сидите и не ждите, чуда не произойдет, близорукость надо контролировать и лечить, и сегодня мы уже можем это делать!

У ребёнка, который плохо видит, в школе начинает страдать успеваемость. Сначала он не видит то, что написано на доске, присматривается, тратит время, класс перешел к новому заданию, стерли с доски и пишут следующее, а он еще не успел записать предыдущее задание. Ведь даже слышать и понимать нам помогает, прежде всего, именно зрение. Глазами мы воспринимаем 80% информации.  Когда мы общаемся, то комплексно улавливаем и жесты, и взгляд, и артикуляцию – формируем полноценную картину происходящего вокруг. Когда у ребенка этого нет, то происходит отставание в развитии. Ребенок с близорукостью не ловит взгляд учителя и своих сверстников, он постепенно остается в безбрежном море одиночества.  Не дайте вашим детям остаться один на один со своими проблемами низкого зрения.

И в завершении – несколько практических  советов для родителей.

Рабочее место для школьника

  • Письменный стол – у окна.
  • Свет от лампы должен падать слева.
  • Настольная лампа с обычной лампочкой накаливания мощностью 60W, лучше матовой.
  • Поверхность стола не зеркальная.

Продолжительность работы с компьютером:

  • детям в возрасте 6 лет – не более 15 минут,
  • 7-9 лет – не более 20 минут непрерывной работы за компьютером в течение дня,
  • в более старшем возрасте – до 45 минут в течение одного занятия с последующим перерывом,
  • длительность работы за компьютером равна длительности пребывания на улице!

Размещение компьютера:

  • монитор компьютера на расстоянии 70 см от глаз,
  • центр экрана расположен на 5-10 см ниже уровня глаз,
  • освещённость экрана равна освещённости помещения, а контрастность между изображением на экране и фоном экрана – максимальной,
  • через 30-40 мин. работы – 5-минутный перерыв.

Сон – не менее 8-10 часов!

Надо помнить, что ответственность за здоровье наших детей, так или иначе, несут родители.

1 1 1 1 1
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter