Стало дешевле, но вероятны проблемы с правом собственности
Совсем скоро украинцы должны получить вердикт президента по поводу законов, принятых Радой для легализации нерастаможенных автомобилей на еврономерах, которые в народе называют "евробляхи". Напомним, 8 ноября депутаты проголосовали за два законопроекта, а у президента есть максимум две недели на то, чтобы их утвердить или ветировать. Пока, по информации пресс-службы парламента, оба закона только готовятся на подпись, но эксперты ожидают, что результат (подпись или вето) будет до конца 2018 года. Сами водители машин на еврономерах, которых насчитывается около 1 млн шт., призывают президента ветировать законы, считая, что за эти машины придется платить слишком много. "Сегодня" оценила, сколько будет стоить легализовать "евробляху" и почем купить такую же в Украине.
Законы в цифрах
Парламентарии в разы уменьшили стоимость акциза для б/у автомобилей и разрешили ввозить в Украину машины старше пяти лет и с экологичностью ниже Евро-5, несмотря на то, что эта норма была запрещена Соглашением об ассоциации с ЕС. Также упрощена формула расчета платежей: она зависит от объема двигателя и возраста машины. Раньше возраст не учитывался: для новых автомобилей платеж был 5% от стоимости машины, для б/у не старше пяти лет — 10%, а для ввезенных из ЕС — 7,5%. По новой формуле растаможивания каждый обладатель такого автомобиля может самостоятельно оценить сумму платежа.
Растаможить бывшую в употреблении машину получается выгоднее, чем купить такое же, но уже зарегистрированное авто в Украине. Также вводится льготный период в 90 дней с момента вступления закона в силу, в течение которого можно уплатить 50% стоимости платежа. А в течение 180 дней растаможить за полную стоимость, но без штрафов. А они огромны: за просрочку транзитного ввоза на 10—20 суток — штраф 8500 грн, 20—30 суток — 85 тыс. грн, более 30 суток или при "потере" автомобиля — 170 тыс. грн.
Мнение экспертов
Специалисты обратили внимание на "подводные камни" закона, которые не устраивают тех, у кого есть машина на еврономерах. По словам гендиректора ВААИД Олега Назаренко, главных проблем две: запрет коммерческого использования таких авто (такси, грузоперевозки) под угрозой штрафа в 34 000 грн и необходимость получать на них право собственности.
Ехать или разбирать
На авторынках уже появились дельцы, загодя предлагающие услуги по легализации автомобилей на еврономерах. Причем без фактического их вывоза за границу — нужны только техпаспорт машины и паспорт покупателя. За услуги по нотариальному оформлению договора и "провоза" машины туда-обратно просят 600—800 евро. Автоэксперт Влад Шляховой уверен, что это не всегда возможно и, скорее всего, невыгодно.