Получить компенсацию за поврежденный автомобиль из-за ямы – реально, говорят юристы
Шел дождь, всю дорогу залило водой. На спидометре 40 км/ч, водитель повернул на соседнюю улицу, но из-за выбоины автомобиль резко занесло. Левую переднюю и заднюю шины разорвало. Полиция зафиксировала яму глубиной 10 см, отсутствие предупреждающих знаков, и материальный ущерб на 3500 гривен.
Это один из случаев в судебном реестре, когда украинский водитель получил компенсацию от дорожников.
При этом полиция чаще оформляет протоколы на водителей – за то, что не оценили аварийность пути. Но для этого обязательно должен быть предупреждающий знак. Это основание обвинить водителя в ДТП.
Как получить компенсацию, если автомобиль сломался из-за ям, разбирался сайт "Сегодня".
Как ямы портят автомобили
Чаще всего в ямах ломаются амортизаторы, гнутся тормозные диски и рвутся шины, рассказывают в автосервисе Oiler. Одна поломка может стоит от 1,5 тыс. до 10 тыс. гривен.
Автовладельцы чаще обращаются за компенсацией, если машину нужно ремонтировать, говорит партнер юридической фирмы ESQUIRES Виктория Ковальчук. Но плохие дороги в общем сокращают срок эксплуатации машины. Явных повреждений может не быть, но детали и сам автомобиль выходят из строя быстрее, чем указывает производитель. А дороги в Украине изношены на 95%.
Возмещение получить реально, но это долгий и дорогостоящий процесс. Поэтому нужно сравнить сумму компенсации и стоимость судебных тяжб, советует Ковальчук.
Новый процессуальный закон позволяет взимать кроме суммы ущерба и судовые траты. Но от момента обращения в суд до решения может уйти от трех месяцев до года. Кроме того, решение суда еще надо выполнить.
Если автодор не возместил убытки сразу, то вероятность добровольного исполнения решения суда тоже мала. Владельцу машины придется обращаться к исполнителю для принудительного исполнения – это стоит 2% от суммы взыскания.
Что делать, если попал в яму
Елена Дроздова, директор адвокатского бюро "Дроздова и партнеры" говорит, что основанием для возмещения убытков является наличие полного состава правонарушения, а именно:
- чье противоправное поведение, действие или бездействие;
- вредоносный результат такого поведения – убытки;
- причинная связь между противоправным поведением и убытками;
- вина правонарушителя.
Поэтому все усилия должны быть направлены на сбор и фиксацию информации об этих четырех элементах.
Сначала нужно вызвать полицию. Именно она дает оценку повреждениям автомобиля, осматривает проезжую часть и выясняет причину ДТП.
Эти данные станут основой для доказательства в суде правонарушения дорожных служб и связи между состоянием дороги и причиной повреждения авто.
Фото: Г. Салай
Виктория Ковальчук советует настаивать, чтобы полиция в протоколе указала причиной ДТП состояние дороги. Лучше еще попросить правоохранителей вызвать на место сотрудников дорожной службы. Они тоже должны осмотреть яму и составить акт обследования с замерами и схемой дороги.
После полиция должна выдать справку о повреждении автомобиля. Чтобы оценить размер ущерба – нужно обратиться в СТО и взять счет о расходах. На его основании требовать возмещение.
"Пострадавшему в ДТП следует обратиться в суд общей юрисдикции по месту нахождения региональной службы Укравтодора, на балансе которой находится соответствующая автомобильная дорога с иском о взыскании убытков", – добавляет Ковальчук.
Чтобы выиграть суд у дорожников, нужно:
|
Автодорожная служба не возместит ущерб, если на дороге был установлен знак, предупреждающий о "неровной дороге". Полиция может оформить ДТП по вине водителя, поэтому нужно следить за тем, что фиксируют правоохранители.