Сегодня заправить автомобиль с баком на 48 л бензином "А-95" дороже на 84 гривни, чем месяц назад.
Еще больше подорожал А-92 и А-95+. Немного подешевел автогаз, однако после серьезного скачка в конце августа к прежней цене он не вернулся. Что будет с ценами на топливо в октябре, узнавал сайт "Сегодня".
Что было с ценами на топливо в сентябре
На стоимость топлива в сентябре влияли подорожание нефти, девальвация гривны и дефицит бензина, считает президент Нефтегазовой ассоциации Дмитрий Кулик. Цена бензина зависит от стоимости нефтепродуктов на европейских рынках и курса доллара. Украинские компании расплачиваются за импортные нефтепродукты и платят налоги в валюте. Поэтому ценники на заправках подскочили на полторы-две гривны.
"Рост цен начался еще в августе, когда стала дорожать нефть. А так как Украина – страна-импортер, то топливо мы ввозим согласно мировым котировкам. Плюс девальвация национальной валюты и дефицит топлива из-за остановки на плановый ремонт Мозырского НПЗ. Многие трейдеры сейчас вынуждены поставлять топливо из альтернативных, но более дорогих источников, что отражается на себестоимости бензина", – говорит эксперт.
Заправить полный бак легковушки на 48 литров сейчас дороже чем месяц назад в среднем на 85 гривен. Так, литр дизтоплива прибавил в цене 1,76 грн, бензин А-92 – 1,78 грн, А-95 подорожал на 1,75 грн. Больше всего АЗС подняли цены на А-95+. Его стоимость подскочила на 2,23 грн. Однако, на 2,59 грн подешевел автогаз.
Цены на нефть за последние два месяца поднялись на 10%, отмечает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. "Сдерживающим фактором могло бы быть сезонное падение спроса, но пока цены продолжают расти", – отмечает он. Еще один фактор, который начал влиять на подорожание – укрепление евро к доллару. В Украине акциз на топливо прикреплен к евро и большая часть нефтепродуктов покупается за евро.
"Мы отслеживаем эту тенденцию и видим рост цен. По предварительной информации, частично это связано с остановкой на капитальный ремонт Мозырского НПЗ (одного из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов Беларуси, топливо которого импортируется в Украину – Ред.). Сейчас мы запрашиваем информацию от Минэнергоугля, но также мы ведем параллельные действия по более глубокому изучению этой ситуации", – сказал глава Антимонопольного комитета Юрий Терентьев.
Какими будут цены на топливо в октябре
Подорожание доллара на одну гривню спровоцирует поднятие цен на бензин и дизтоплива на 60-70 копеек за литр, отмечает Геннадий Рябцев. Если подорожает нефть на 1%, то стоимость бензина вырастет на 10 копеек за литр. Цены на бензин в октябре будут зависеть от ситуации на внешних рынках и курса валют, говорит Кулик. "С 1 октября Беларусь повышает экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Это также отразится на оптовой и розничной стоимости ресурса внутри нашей страны", – уверен аналитик.
Цены на топливо зависят от двух факторов: цены на внешнем рынке, поскольку Украина импортозависимая, и курса гривни, говорит эксперт нефтерынка Леонид Косьянчук. "Импорт имеет такую особенность: покупаем за валюту – продаем за гривни, затем опять покупаем валюту. Если гривня падает, то операторам может не хватить прибыли, чтобы закупить такое же количество топлива. Поэтому цены растут, – комментирует эксперт.
Если гривня не будет падать, то через две недели бензин может немного подешеветь, считает Косьянчук. Автогаз продолжит снижаться в цене и в октябре. "Цена на сжиженный газ должна составлять 50% от стоимости А-95-го. Если он будет дороже, то не будет пользоваться спросом. Поэтому есть причины к дальнейшему снижению цены", – добавляет аналитик.
Однако Дмитрий Марунич считает, что автогаз подорожает. Причиной может стать его поднятие цены на мировом рынке. При дальнейшем подорожании нефти и падении гривны цены на дизтопливо и бензин продолжат рост.