Несмотря на дорогой бензин (в среднем 25 грн/л) и стремительно подорожавший в конце лета газ (до 15 грн/л), автомобильный рынок живет активной жизнью: машины продают и покупают.
Правда, большинство покупателей ушли на вторичный рынок: к сожалению, для многих украинцев покупка нового авто из салона сегодня становится непозволительной роскошью, даже в кредит, а проценты на такие займы банки понижать пока не планируют.
Впрочем, выбрать "железного коня" с пробегом на вторичном рынке не так просто. Это сродни покупке кота в мешке, ведь так называемая вторичка — это не только сам авторынок, но и интернет, знакомые и так называемые площадки для авто с пробегом. О том, с какими подводными камнями можно столкнуться, приобретая машину б/у, и где лучше выбирать "железного друга", чтобы не пришлось идти с покупкой сразу в мастерскую, разобралась "Сегодня".
А секретами с нами поделились эксперты — сотрудник фирмы-посредника по продаже авто на киевском авторынке Артур Сованян и специалист по продаже авто в столичном автосалоне Максим Коробейников.
В салон за другом
Авто из салона всегда "чистое": хозяин сам пишет его историю, начиная с обкатки (чем она правильнее, тем меньше "конь" будет "кушать" бензина) и заканчивая курением в салоне. Другой несомненный плюс — гарантия, которая может быть от 2 до 5 лет или 100 тыс. км пробега, в зависимости от модели. А это значит, что большинство проблем автомобиля на ближайшие годы — проблемы автосервиса. Наконец "нулевый" техпаспорт — это всегда преимущество. Впрочем, за новый запах в салоне придется заплатить 5% от стоимости авто в пенсионный фонд. Если оформление в кредит — еще 2,5%, плюс для кредитного авто необходимо КАСКО.
Если автомобиль в салоне "голый", тогда коврики, сигнализации, защиты двигателя и радиатора и другие "допы" придется оплачивать. И докупать комплект зимней резины (если не осталась с предыдущего). Так что будьте готовы добавить к стоимости выбранного "коня" еще 6—10%. Например, машина за 300 тысяч выльется в 340 тыс. грн.
И еще: едва "железный друг" выезжает с площадки салона — он перестает быть новым, и в цене сразу теряет до 10%. Так что, остановив свой выбор на салонном авто, дождитесь скидок: они бывают на машины прошлого года или при обновлении (фейслифтинге) модели.
На рынок за ценой
Купить "кота в мешке" выше всего вероятность на автомобильном рынке: здесь авто доведены до максимального совершенства. Вымытые, после химчистки салона, намарафеченные по правилам "товар лицом", автомобили привлекают своим внешним видом. Как нам рассказали эксперты, на рынке самый высокий процент спонтанных приобретений — особенно если покупатель пришел с дамой. При большом желании можно уговорить продавца не только посидеть в салоне, но и пройти тест-драйв, хотя они этого не любят.
Безусловно, здесь можно встретить хороший автомобиль — не битый и на ходу, но высока вероятность наткнуться на опасный товар. И если вы всерьез собрались покупать авто на рынке — возьмите с собой знакомого автомеханика, чтобы он сразу оценил его техсостояние. Безусловный плюс такой покупки, что ее можно оформить на месте, в МРЭО: обычно все машины здесь уже сняты с учета на красных номерах. Для оформления покупки необходимы только паспорт и код плательщика налогов будущего хозяина. Обойдется эта услуга в 1050 грн и займет около трех часов.
Информация. Все необходимое указано на лобовом стекле. Фото: Т. Шагинян
В сети: нужны деньги и время
Ежедневно на крупнейшем автомобильном сайте появляется до 3 тысяч новых объявлений о продаже. Здесь можно купить любое авто, за любые деньги и со всей Украины. По словам экспертов, это самый надежный ресурс для такого рода сделок. Здесь же можно и прицениться, на сколько в среднем потянет "железный конь", которого вы присматриваете. По объявлению, еще не видя авто, можно и сторговать от сотни до тысячи у. е. — если продавец поймет вашу реальную заинтересованность или ему очень срочно нужно будет продать автомобиль.
Решив купить здесь авто, учтите, что времени на раздумья у вас немного: хорошие машины раскупают быстро. Прежде всего — так называемые "перекупщики": они покупают у хозяев, марафетят и продают за бОльшие деньги. Еще один минус подобной покупки — чтобы посмотреть автомобиль, придется ехать в удобное место хозяину (хорошо, если это другой конец города, а не другой конец страны), в подходящее для него время. Поэтому с плотным рабочим графиком посмотреть несколько авто в день сложно, так что покупка может растянуться на несколько недель, а за это время понравившуюся машину могут купить. Кроме того, подобное приобретение не предполагает кредит: деньги лучше иметь сразу на руках. А если на новый "мустанг" не хватает несколько десятков тысяч — возьмите на них потребительский кредит.
На площадке для авто с пробегом
Комиссионная площадка, или площадка для автомобилей trade-in (обмен своего авто с доплатой), удобна прежде всего потому, что там якобы проверенные машины. Т. е. совершенно "заезженного коня" там не купить — площадки дорожат своей репутацией. Такие места покупки хороши для людей, далеких от автомобилей и не имеющих знакомых на СТО. Они открыты весь день: можно посмотреть сразу несколько машин и пройти тест-драйв.
Большинство таких автокомиссионных сотрудничают с банками и предлагают кредитную линию. Но за все эти плюсы платить придется комиссию в несколько сот "зеленых". Другой минус такого места — здесь продаются в основном дорогие и очень дорогие машины, которые хозяева боятся предлагать самостоятельно в целях безопасности. Или авто, которые обслуживали предприятия, как правило, фургончики. Конечно, найти хорошие автомобили для себя можно, но поиск может затянуться.
Хитрости: советы бывалых
"Самая дорогая машина — купленная у своих, — поделился мнением Артур. Вы платите за "чистую историю", ведь "свой" не обманет, но в моей практике был случай, когда один брат продал машину другому на $3 тыс. дороже рыночной. Поэтому "железного друга" лучше брать у незнакомого человека: с ним торговаться можно до последнего".
Лучше, если вы увидите машину в ее рабочем состоянии, а не после предпродажной подготовки. В этом случае вы реально сможете оценить хотя бы визуально ее износ, что даст представление о том, как ее эксплуатировали. Кроме того, это поможет скинуть цену.
Выбрав авто, не пожалейте денег на диагностику на проверенном СТО. Это могут быть как ваши знакомые, так и независимое СТО с хорошим оборудованием. Полная диагностика — проверка ходовой, лакокрасочного покрытия (ЛКП) толщиномером и компьютерная диагностика на ошибки, — обойдется в 800—1100 грн.
Спросите у продавца комплект зимней резины: он может о ней не сказать в надежде продать отдельно. Обычно это бонус для машин на вторичном рынке. Лучше покупать у хозяина, а не перекупщиков, оптимально — у первого владельца: он расскажет обо всех "болячках", что менял и что делал, последующие владельцы этого могут и не знать.