Дизельный двигатель был создан более века назад немецким инженером Рудольфом Дизелем, по имени которого и назван. Основной идеей, на которой он базировался – было воспламенение топлива при сжатии. Что интересно, работал его двигатель на растительном масле.
Первые дизельные моторы были громоздки и малооборотисты, поэтому даже после триумфа на Всемирной выставке 1900 года, на которой дизель получил Гран-При, применение их ограничивалось стационарными и корабельными агрегатами.
Уже в 20-х годах не менее известный инженер, и тоже немецкий, Роберт Бош – усовершенствовал топливный насос высокого давления, применив оригинальную конструкцию дизельных форсунок, что позволило изготавливать дизельные двигатели более компактными и с высоким числом оборотов, а значит – их стало возможно применять на автомобильном транспорте.
Поначалу, даже несмотря на очевидные преимущества в сравнении с карбюраторными конкурентами:
- меньший расход топлива;
- более дешевое топливо;
- меньшее загрязнение воздуха;
- долговечность
дизельные двигатели применялись в основном на общественном транспорте и в большегрузных автомобилях. Изменила ситуацию, как всегда – Америка, начав выпускать небольшие дизельные грузовики для фермеров. К 70-м годам 20-го века уже большинство грузового транспорта в мире было оснащено дизельными двигателями.
Широкое применение дизель нашел также в сельском хозяйстве и железнодорожном транспорте. И хотя с ж.д. его основательно вытеснил поезд на электрической тяге – дизельные локомотивы остаются незаменимыми тружениками рельсовых дорог.
И грянул кризис
Во второй половине прошлого столетия цены на нефть (а значит, и на продукты из нее) резко поползли вверх, что заставило задуматься производителей легковых авто. Экономичность стала популярной и востребованной, и автогиганты ответили на нее выпуском дизельных легковушек.
Хотя возросшая нынче и практически сравнявшаяся с бензином цена «солярки» и приуменьшила популярность дизельных авто, тем не менее сейчас это достаточно распространенный тип двигателя на легковом транспорте, и к колонкам с надписью «ДТ» стоят вперемешку огромные грузовики и миниатюрные «мазды».
В чем проблема дизеля?
Да, дизельный двигатель более долговечен, экологичен и экономичен по сравнению с бензиновыми аналогами. Но все это имеет место лишь при грамотной эксплуатации и своевременном техническом обслуживании. Обязательной, например, является регулярная диагностика дизельных форсунок – иначе черный выхлоп, падение мощности двигателя, внезапная остановка и прочие неприятности существенно подпортят впечатление пользования дизельным мотором.
При правильном же пользовании и уходе – дизельный двигатель практически никогда не глохнет, не сильно шумит, не перегревается, легко запускается в мороз (при наличии соответствующим образом подготовленного топлива) и служит долго и эффективно.