В Украине сразу на 12% могут подешеветь автомобили. Это может произойти, если инициатива премьер-министра об отмене импортной пошлины на подержанные машины будет реализована.
Эксперты считают, что такой подход следует применять и на новые автомобили. В Минфине пока затрудняются ответить, как в итоге будет реализовано предложение премьера. При этом наверняка это решение, если оно все-таки будет принято, вызовет протест России, которая обжалует его в ВТО. К тому же инициатива правительства может столкнуться с лоббистами украинского автопрома в парламенте.
Премьер-министр Арсений Яценюк поручил Министерству финансов, Министерству экономического развития и торговли, а также Государственной фискальной службе разработать законопроект об отмене ввозной пошлины на подержанные автомобили из всех стран, кроме России. Такое распоряжение премьер дал на заседании Кабмина в среду. "Ко мне пришли сотни писем граждан. Люди считают, что это будет правильный шаг для того, чтобы снять нагрузку на граждан и увеличить возможности для граждан страны покупать автомобили", - заявил Яценюк.
Однако, даже если пошлины и будут отменены, украинцы не смогут массово завозить дешевые подержанные авто из европейских стран, прежде всего из Польши или Словакии. Напомним, что с 1 января в Украину нельзя ввозить автомобили, которые не соответствуют экологическим требованиям стандарта Евро-5. Это предусмотрено соглашением об ассоциации с ЕС. Стандарту Евро-5, введенному в ЕС с сентября 2009 года, соответствует модельный ряд авто, произведенных в 2010 году. Потому машины старше пяти лет автоматически попадают под запрет ввоза в Украину.
По мнению генерального директора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, отменять пошлины для авто, произведенных в странах ЕС, следовало еще раньше. Кроме того, подписывая соглашение об ассоциации, не нужно было устанавливать длительный переходной период снижения пошлин, считает Назаренко. Напомним, соглашением предусмотрено, что 10% пошлина при импорте легковых авто должна снижаться в течение 10 лет ежегодно на 0,9%. Вместе с тем до конца прошлого года автомобили из России ввозились на льготных условиях. "У нас до 1 января этого года почти два года российские автомобили ввозились по нулевой ставке, а авто из ЕС — по ставке 10%. Мы с кем подписали соглашение, с Россией или с ЕС?", – задается вопросом Назаренко.
Кроме того, гендиректор ВААИД считает, что убирать пошлины нужно сразу и на новые автомобили. "Мы не можем разделять подержанные автомобили и новые, сделав пошлину на подержанные авто нулевой и оставив ее на новые. Скорее всего, имеется ввиду на все автомобили. Такой подход мы поддержим", – отметил Назаренко.
Впрочем, высокопоставленный собеседник "Апострофа" в Министерстве финансов не смог уточнить, будут ли нулевые пошлины распространяться на новые авто. По словам чиновника, пожелавшего остаться неназванным, министерство пока еще не имеет никаких законодательных наработок по поводу отмены пошлин на любые автомобили. "Мы еще ничего не предлагали. Дискуссия была только в рамках депутатских законов, которые можно найти на сайте Верховной Рады", – отметил собеседник.
Напомним, в конце прошлого года несколько десятков депутатов зарегистрировали законопроект, которым предложили многократно уменьшить ставку акцизного сбора при ввозе "бэушных" авто в Украину. Причем и комитет по вопросам налоговой и таможенной политики, и главное научное управление ВР поддержали это предложение.
По оценкам Олега Назаренко, в случае обнуления пошлин стоимость авто снизится минимум на 12%, из которых 10% - это сама пошлина, а 2% - НДС в размере 20%, который взимается с размера пошлины. "Автомобиль, который, условно говоря, стоит $20 тыс., будет дешевле почти на $2,5 тыс.", – говорит Назаренко. Тогда как, по мнению экономиста, главного редактора журнала "Деньги" Александра Крамаренко, предложение о снижении ввозной пошлины - акт популизма от главы правительства, и экономия не будет достаточно существенной. "Дело в том, что основная налоговая нагрузка при импорте бывших в употреблении автомобилей - не ввозная таможенная пошлина, которую предлагает снизить премьер, а акциз и НДС. Доля таможенной пошлины в затратах на растаможивание слишком мала, чтобы покупатели могли это ощутить", – отметил Крамаренко.
Кроме того, эксперты обращают внимание, что даже в случае оперативной подготовки документа и регистрации его в парламенте нет гарантий быстрого рассмотрения законопроекта. Ведь инициатива может быть заблокирована лоббистами украинского автопрома. Если же решение все же будет принято, следует ожидать реакции от России. По мнению экономиста Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Ангелы Бочи, Москва наверняка подаст жалобу в ВТО, аргументируя это дискриминационными мерами по отношению к ее экспортерам. "Но в этом случае Украина может ссылаться на статью XXI ГСТТ "Исключения из соображений безопасности" для урегулирования вопроса", – считает эксперт.
При этом, по ее мнению, на фоне общего положительного отношения к инициативе об отмене импортной пошлины наиболее острым вопросом может быть поиск компенсаторов поступлений в бюджет, поскольку даже при условии отмены импортной пошлины вряд ли удастся значительно увеличить экспорт автомобилей в связи с низкой покупательной способностью населения.
Источник: Апостроф