Геологическая карта есть, оказывается и на Новокраматорском машиностроительном заводе.
Очередной флажок на ней появился там, где обозначена Беларусь.
Ее государственному предприятию "Белкалий" НКМЗ отгрузил две шахтноподъемные машины, предназначенные для разработки месторождений калийных удобрений. Калийные соли, уголь, железная руда, руды, содержащие никель, хром, цинк, уран.
И это далеко не полный перечень полезных ископаемых, которые помогают поднимать на -гора машиностроители Краматорска.
В чем особенность техники, которая здесь создается, где работают машины с маркой НКМЗ и как чувствует себя завод на рынке горной техники - об этом в беседе с корреспондентом УКРИНФОРМа рассказывает начальник бюро шахтных подъемных машин предприятия Сергей Калюжный.
- Сергей Александрович, судя по списку земных недр, которые помогает получать Новокраматорский машиностроительный завод, его специалистам впору чувствовать себя еще и геологами
- Сегодня это так и есть, хотя начинал завод с создания машин, предназначенных для шахт Донбасса. Было это еще в тридцатые годы прошлого века, когда в донецкой степи был построен крупный машиностроительный завод. Создать технику для подъема угля, добытого на шахтах Донбасса, - такой была первой его задача. И в Краматорске ее с честью выполнили. Тут до сих пор по праву гордятся тем, что первая шахтно-подъемная машина в СССР была изготовлена именно на НКМЗ.
- Сколько с тех пор изготовлено подобной техники и куда она была направлена?
- А вот здесь понадобятся и другие карты, ведь продукция НКМЗ направлялась от Германии до Китая, от Кубы до России, словом в десятки стран мира. Всего завод за годы своей истории выпустил 2160 шахтных подъемных машин, которые действительно помогают добывать самые различные полезные ископаемые.
- Кто сегодня является главным потребителем вашей техники?
- В первую очередь мы удовлетворяем потребности промышленности Украины. Еще в числе наших главных потребителей горняки России, Казахстана и Беларуси. Нашу продукцию также охотно берут в других странах СНГ.
- Современные подъемные машины, наверняка, отличаются от своих предшественниц?
- Конечно же. Сегодня это не только мощный и надежный агрегат, но и весьма наукоемкий. В оснащении его системой управления мы применяем, например, оборудование знаменитой фирмы "Сименс". Многое в совершенствовании машин делается и инженерами НКМЗ. В общем, сегодня в шахтных подъемных машинах все по последнему слову техники - от мощных двигателей до новейших тормозов, а машины для горняков Беларуси мы снабдили еще и комплектом оборудования для навески канатов, чего не применяется пока нигде в мире.
- Такая постановка дела и позволяет вам уверенно чувствовать на рынке горной техники?
- И не только это. Сам Новокраматорский машиностроительный завод имеет все необходимое для выпуска самых современных подъемных машин. Самых мощных и самых надежных. Поэтому у нас и не так много достойных конкурентов. Те же, что и работают в этой отрасли, выпускают машины ниже классом и меньшей мощностью. Что касается зарубежных конкурентов, то и там их не так много - в Германии, Чехии, России
- Всегда ли полон ваш портфель заказов?
- Это во многом зависит от общего состояния мировой экономики. В кризисные годы заказов, понятно, меньше, в годы подъема экономики и спрос на подъемные машины больше. Как правило, в такие годы мы готовим их до 20 в год. При этом самых различных типов и класса. С тридцатых годов прошлого века их разработано уже десятки и всем этим вполне владеет НКМЗ, а это, согласитесь, - показатель. Поэтому к нам обращаются и угольщики, и добытчики соли, железной, урановой и многих других руд. Как тут не стать кроме машиностроителя еще и геологом.
- Сколько подъемных машин вы намерены изготовить в нынешнем году?
- Людям всегда необходимо добывать руды, соли и уголь. Значит будут заказы и уже есть. Изготовим 20 машин, как в лучшие годы.