Какую выгоду получает от супермаркетов городской бюджет? Как они повлияли на торговлю на рынках? Сколько заплатили супермаркеты, чтобы работать в Краматорске? Будут ли построены новые?
Первые супермаркеты, открывавшиеся в Краматорске, вызывали повышенный интерес. Туда отправлялись всей семьей, как в театр. Затем в Краматорск пришла волна супермаркетов. И это еще не предел...
Как отразилось такое количество магазинов на жизни Краматорска? С одной стороны, это - сотни новых рабочих мест и несомненный комфорт для покупателей, но с другой - мощные торговые бренды, входящие во всеукраинские сети, привели к закрытию небольших магазинов, находящихся вблизи от них. О том, что с появлением супермаркетов стало меньше покупателей на рынках, говорят краматорские предприниматели, торгующие там.
Сколько супермаркетов в Краматорске? Кому они принадлежат? Какую выгоду получает от них городской бюджет? Об этом - в сегодняшнем номере “Восточного проекта”.
Галина Машко: “Разве плохо, что краматорчане обслуживаются по европейским стандартам?”
- Галина Викторовна, некоторые предприниматели упрекают городскую власть за то, что, позволив иногородним “интервентам” зайти на территорию Краматорска, исполком поставил под удар бизнес краматорчан.
- Да, такие упреки можно услышать. Но из 11 супермаркетов, работающих сейчас в городе, шесть были открыты в 2007 году. Это - “Велика кишеня”, “Эльдорадо”, “Бум”, “ЭКО-маркет” и два магазина торговой сети “АТБ”. Остальные маркеты открыты ранее.
С апреля 2006 года, то есть с момента, когда в исполком пришла новая команда во главе с Геннадием Костюковым, дано разрешение на строительство только двух супермаркетов. Это - “Амстор”, напротив главной конторы НКМЗ, и “АТБ-маркет”, на пересечении улиц Парковой и Юбилейной. Остальные супермаркеты разрешение на строительство получили еще в 2003-2005 годах.
Кроме того, многие супермаркеты были на уже имеющихся площадях. В этом случае предприниматели сами решали, какие торговые площади там организовать, ведь они являлись собственниками недвижимости.
В остальных магазинах была произведена реконструкция и расширение площадей на базе уже действующих объектов торговли. Так, супермаркет “Абсолют” работает в помещении бывшего Дома торговли. Маркет “Бум” является правопреемником универсама № 1. Супермаркеты “Марс”, вошедшие в город в 2005 году, осуществляют свою деятельность на арендованных площадях – на улицах Днепропетровской и Лазо. Супермаркет “АТБ” на улице Парковой открылся на месте бывшего магазина в результате перехода права собственности. Торговые маркеты “Арбат” организованы на месте ранее работающих магазинов.
Таким образом, мы видим, что сфера торговли развивается по законам рынка. Если собственник недвижимости решает открыть продуктовый или какой-либо иной объект торговли – это его законное право.
- Но все-таки большинство супермаркетов входят во всеукраинские сети, и выручка от торговли уходит далеко за пределы Краматорска.
- Нельзя утверждать, что основная часть выручки уходит из города. Ведь выручка
является доходом собственника торговой сети или магазина, но не доходом города. Для города же важно, какие налоги поступают в местный бюджет.
Налог на прибыль и НДС являются общегосударственными налогами и на формирование бюджета Краматорска не влияют. Основные бюджетообразующие налоги - налог с доходов физических лиц и налог на землю (или уплата аренды земли).
Филиалы практически всех из названных 11 супермаркетов зарегистрированы как плательщики налогов в городе Краматорске. Поэтому налог с доходов физических лиц, налог на землю или арендная плата за землю поступают в бюджет Краматорска. Так, в 2007 году все вышеуказанные супермаркеты внесли в местный бюджет 1,67 миллиона гривен. Эта цифра сопоставима с доходами в бюджет от рыночного сбора. Учитывая, что бюджет Краматорска прошлого года составил более 180 миллионов гривен, доходы от деятельности супермаркетов равны почти 1%. Разве плохо, что город получил такую подпитку?
Кроме того, благодаря супермаркетам в городе создано 1154 рабочих места. Люди стабильно получают зарплату. Это тоже плохо? Благодаря высокой конкуренции между магазинами цены не “улетают” высоко вверх. Покупатели получили возможность выбирать, в какой магазин им идти за покупками. Ассортимент некоторых супермаркетов составляет 15-20 тысяч наименований товара! Думаю, что жители Краматорска имеют право жить цивилизованно. Что касается возникшего соперничества между супермаркетами и рынками, могу сказать: посмотрите, как разрастаются рынки, какая идет конкуренция за то, что-бы получить торговое место! Значит, бизнес развивается. Рынки не обанкротились, Предприниматели свой бизнес не закрывают. Просто каждый в рыночной экономике ищет свою нишу и своего покупателя.
- Почему тогда закрываются небольшие магазины, когда-то торговавшие продуктами питания?
- По моему мнению, для того, чтобы бизнес процветал, нужно очень много работать. Это - и маркетинговая, и ценовая политика, и работа с кадрами. Торговля - очень сложный вид деятельности. Нужно постоянно следить за наличием товара, его качеством, постоянно обновлять ассортимент и проводить грамотную и гибкую ценовую политику.
Учитывая некоторые тенденции развития бизнеса, можно сказать, что многим предпринимателям сейчас даже выгодно закрывать торговый бизнес и сдавать свободные площади в аренду.
Под банковские отделения, риэлтерские или маркетинговые службы. Это - стабильный и довольно высокий доход. Это тенденция не только Краматорска, но и всей Украины.
- Все ли городские супермаркеты делают взносы в благотворительный фонд “Мiсто”? И о каких суммах идет речь?
- Практически ни одно предприятие не отказалось от сотрудничества. Сеть магазинов “Марс” перечислила в фонд “Мiсто” более 100 тысяч гривен. Магазин “Эльдорадо” оснастил больницу № 3 кондиционерами.
Супермаркет “Бум” на 70 тысяч гривен закупил для школ линолеум. И в тот микрорайон, где расположен супермаркет, за свои средства протянул дополнительную электрическую кабельную линию. Она сейчас питает не только супермаркет, но и девятиэтажки в районе “Бума”.
Супермаркеты “АТБ-маркет” перечислили городу 250 тысяч гривен, “Амстор” - 650 тысяч гривен, “Билла-Украина” - 750 тысяч гривен. Как видим, речь идет о миллионах гривен, которые получил Краматорск.
“ЭКО-маркет” пока не определился, что лучше сделать для города, но собственники магазина готовы сотрудничать. Возможно, они построят детские площадки в районе Станкостроя. “Велика кишеня” помощи пока не оказывала, но мы надеемся, что, когда начнется реконструкция пешеходной зоны бульвара Краматорского, супермаркет установит детскую площадку напротив своего магазина.
- На каком этапе сейчас находится конфликт между жильцами кооперативного дома по улице Юбилейной и владельцами супермаркета “Билла-Украина”, который будет построен на месте вырубленного сквера?
- Конфликт перерос в конструктивное русло. На встрече с мэром была достигнута договоренность, что жильцы напишут свои пожелания по благоустройству территории.
В начале апреля такой список исполкомом был получен. Жильцы просят заасфальтировать и озеленить придомовую территорию - это будет учтено
при строительстве магазина.
Они также просили исследовать грунты и не забивать сваи, чтобы дом не вибрировал. Такое исследование грунтов уже произведено. Теперь проектная организация проанализирует результаты и выберет технологию строительства. Сейчас все проекты проходят инновационную экспертизу в Донецке, и только когда она будет готова, строительные работы будут начаты.
Мы договорились с жильцами о том, что, когда начнется строительство, от дома будет определен общественный контроль. “Билла-Украина” заложила в проект очень большую сумму на благоустройство, это предприятие со 100-процентными иностранными инвестициями. Поэтому все требования жильцов они обязательно
выполнят.
- Еще одна стройка уже давно ведется на перекрестке улиц Юбилейной и Парковой. На чем будет специализироваться этот магазин?
- Там должен появиться 3-этажный торговый центр. Нижний этаж будет отдан под торговлю продуктами питания, на верхних разместятся престижные обувные бренды. Возможно, часть помещений будет сдана в аренду. Еще в 2006 году собственники этого центра внесли в фонд “Мiсто” 100 тысяч гривен. Сейчас идет строительство фундамента. Вбиваются сваи, поэтому процесс достаточно шумный. В дальнейшем шума будет меньше.
- Какие еще супермаркеты появятся в Краматорске?
- К Дню машиностроителя запланировано открытие супермаркета “Амстор”, где будет больше гектара торговой площади.
По количеству супермаркетов на душу населения мы пока отстаем от Донецка и Мариуполя, но опережаем Горловку. Нам бы еще в сфере услуг подтянуться. Краматорску нужны химчистки, прачечные, общественные бани, ремонтные мастерские. Но и здесь всё отрегулируют спрос и предложение. Думаю, что предприниматели заполнят и эту нишу.
Официально
Кому принадлежат супермаркеты?
Большинство супермаркетов, работающих в Краматорске, входят во всеукраинские сети и имеют владельцев в других городах. Вот данные о государственной регистрации собственников некоторых магазинов.
“Любимый” -г. Краматорск
“Арбат” - г. Славянск
“БУМ” - г. Донецк
“Марс” - г. Красный Луч
“Абсолют” - г. Луганск
“АТБ-маркет” - г. Днепропетровск
“Велика кишеня” - г. Киев
“ЭКО-маркет” - г. Киев
Экономический ликбез
Что такое супермаркет?
“Магазин у дома” - самый распространенный формат магазинов. Ассортимент: 3,5-10 тыс. наименований.
“Супермаркет” - магазин, работающий по системе самообслуживания, предлагающий в ассортименте 12-20 тыс. наименований товаров, площадь - 3-10 тыс. кв. м. В среднем за один раз делают покупку на $10 (50 гривен).
“Гипермаркет” - магазин, торгующий мелким и средним оптом для юридических и физических лиц. Площадь - 12-20 тыс. кв. м. Ассортимент - 20-40 тыс. позиций. В среднем за один раз делают покупку на $30-40 (150-200 гривен).