Изменилась ли работа ГАИ после реорганизации 2005 года? Как она отразилась на безопасности на дорогах?
Количество аварий в Украине за последние два года увеличилось на 30%, увеличилось и число погибших в них. Связано ли это с реформой государственной автомобильной инспекции 2005 года, когда президент своим Указом ликвидировал ГАИ, создав вместо нее дорожную милицию и дорожно-патрульную службу, сократив при этом личный состав на 7 тыс. человек и убрав с дороги инспекторов дорожного движения?
Главная ошибка реформы
Изменилась ли работа сотрудников Краматорской госавтоинспекции после реорганизации, а также в чем заключается главная ошибка реформы 2005 года, нам рассказал начальник 13 МРО ГАИ г. Краматорска, майор милиции Валерий Парахней.
- Работа нашей службы после реорганизации не изменилась. Нам выдвигаются те же самые требования, какие выдвигались и раньше, ставятся те же самые задачи. Мы как работали, так и работаем на безопасность дорожного движения. Что касается главной ошибки реформы, то, по моему мнению, она состоит не в том, что были поделены полномочия между ГАИ и ДПС, а в том, что был сокращен личный состав.
Следить за порядком на дороге стало некому. Ведь в Краматорске много мест, где происходит скопление автотранспорта и где обязательно должны находиться наряды сотрудников ГАИ. К примеру, "Крытый рынок", район "Арбата", "Дома торговли", на привокзальной площади, "Колхозном рынке" в Старом городе и т. д. А у нас нет возможности патрулировать данные территории, потому что не хватает сотрудников. Поэтому недавно было принято решение увеличить количество инспекторов до прежних показателей. Об этом "ВП" рассказал и начальник Краматорского взвода ДПС ГАИ Александр Земский.
- В настоящее время у меня на службе 14 человек. Этого мало, чтобы контролировать безопасность дорожного движения во всем городе. Поэтому возобновился набор инспекторов дорожной патрульной службы. Их количество должно возрасти до 25 человек. Личный состав в основном будет формироваться из отслуживших в армии молодых людей.
Аварий стало больше на 25%
По словам начальника 13 МРО ГАИ г. Краматорска Валерия Парахнея, количество аварий за последний год в нашем городе увеличилось приблизительно на 25%. Однако нельзя сказать, что это напрямую связано с уменьшением личного состава. Ведь в прошлом году нами было зарегистрировано и на 12% больше транспортных средств по сравнению с 2005 годом. Плотность машин на дорогах увеличилась, численность патрулей уменьшилась, следовательно, выросло количество ДТП. Такая же ситуация наблюдается и в целом по Украине. По данным информационного бюллетеня Департамента ГАИ МВД Украины на 31.06.07, за 1 полугодие 2007 года в Украине произошло больше чем 115 000 ДТП, что на 35% больше по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. Количество пострадавших за 1 полугодие - около 35 900 человек, что на 29% больше по сравнению с прошлым периодом.
Как навести порядок на дорогах
Александр Земский поделился с нами своим представлением о том, как сделать движение на дорогах более безопасным.
- Во-первых, нужно все таки увеличить штат сотрудников ГАИ. А во-вторых, увеличить размер штрафов, а в некоторых случаях предусмотреть уголовную ответственность за нарушения правил дорожного движения. Например, за бегство с места преступления. За это нужно в тюрьму сажать, - отмечает Александр Земский.
Кто за что отвечает?
Межрайонный отдел ГАИ включает в себя следующие подразделения:
- МРЭО (межрайонное экзаменационное отделение), которое занимается регистрацией транспортных средств, выдачей водительских удостоверений, а также розыском угнанного и похищенного автотранспорта;
- СДА (станция диагностики автомобилей) проводит техосмотр;
- ОО ДД (отдел организации дорожного движения) - отвечает за организацию дорожного движения, а также занимается согласованием объектов, прилегающих к дорогам городского и государственного значения.
Совместно с дорожно-патрульной службой, сотрудники МРО ГАИ занимаются обеспечением безопасности дорожного движения, выявлением грубых аварийноопасных нарушений правил дорожного движения, раскрытием преступлений, а также обеспечением беспрепятственного проезда охраняемых лиц, делегаций, автобусов с детьми, опасных и крупногабаритных грузов.
Европейская дорожная полиция
В большинстве развитых стран полицейские, патрулирующие на дороге, отвечают за правопорядок в целом. То есть они могут как выписать штраф за превышение скорости, так и оформить ДТП, предоставить помощь водителю либо задержать пешего преступника. Сотрудников же дорожной полиции довольно мало (например, в Швеции на 7 миллионов жителей всего 650 местных гаишников), но очевидцы утверждают, что в нужный момент их долго ждать не приходится. Причина - хорошее техническое оснащение (средства связи, новые автомобили, приборы контроля) и добросовестное отношение к службе.
Регистрировать нарушения могут как работники полиции, так и стационарные приборы, фиксирующие скорость, номер автомобиля и лицо водителя, допустившего нарушение. В большинстве случаев штраф назначает полисмен, но платить его нужно в отделении банка (только иностранные граждане платят на месте). Если нарушитель не согласен с наказанием, он может обратиться в суд. Полисмен-взяточник - довольно редкое явление в развитых странах, хотя в некоторых (Польше, Румынии) оно еще не искоренено.