В Краматорске обсудили новые законопроекты про медиа и борьбу с дезинформацией

kramatorsk akmc1

В Антикризисном медиа-центре в Краматорске состоялся круглый стол.

Во вторник, 18 февраля, в Краматорске при участии журналистов и работников медиа-отрасли региона прошло обсуждение новых проектов Закона «Про медиа» № 2693 и «Про дезинформацию». Закон № 2693 был зарегистрирован 27 декабря 2019 года, его авторами стали члены Комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики Александр Ткаченко, Никита Потураев, Евгения Кравчук, Ирина Констанкевич, Александр Кабанов, Андрей Боблях, Елизавета Богуцкая, Татьяна Тябуха, Павел Сушко, Дмитрий Налетов, а также член Комитета по вопросам свободы слова Татьяна Цыба.

В пояснительной записке указано, что закон о медиа регулирует отношения, связанные с распространением массовой информации, определяет правовые основы деятельности в Украине субъектов в сфере медиа, а также основы государственного управления, регулирования и надзора (контроля) в этой сфере.

Во время круглого стола в Антикризисном медиа-центре, используя видеосвязь, участникам удалось пообщаться с медиа юристом из Киева и исполнительным директором общественной огранизации «Платформа прав человека» Людмилой Опрышко.

Что предусматривают законопроекты?

Законом определяются общие требования к субъектам в сфере медиа, в том числе требования по прозрачности структуры собственности и контроля, а также требования к каждому отдельному виду субъектов в сфере медиа.

Кроме того, в законе закрепляются:

  • обязанности субъектов в сфере медиа по организации предоставления медиа-сервисов;
  • ограничения по содержанию информации;
  • обязанности субъектов сферы медиа в: выходных данных, объемах распространения национального и европейского продукта, языке распространения информации, защите несовершеннолетних, правах на ответ и опровержение, речи в дни траура (скорби) и дни памяти, распространении официальных сообщений о чрезвычайных ситуациях.

Обязательной регистрации, согласно закону, подлежат субъекты, осуществляющие вещание без использования радиочастотного ресурса, субъекты в сфере печатных медиа, провайдеры аудиовизуальных сервисов, а также субъекты в сфере медиа, в том числе и нерезиденты Украины, которые предоставляют пользователям на территории Украины доступ к своим медиа сервисам на условиях, предусматривающих оплату пользователями доступа или пользования такими медиа-сервисами.

Иностранные линейные медиа могут распространяться на территории Украины провайдерами аудиовизуальных сервисов исключительно после регистрации таких медиа в установленном законом порядке.

Все лицензионные и регистрационные процедуры согласно законопроекту происходят через электронный кабинет субъекта в сфере медиа, функционирование которого обеспечивается Национальным советом.

Законопроектом также устанавливаются меры реагирования на нарушения законодательства в сфере медиа и санкции за нарушение законодательства в сфере медиа. Решение об аннулировании лицензии и / или отмене регистрации, согласно документу, принимается судом.

Также документом устанавливается, что субъектом в сфере медиа в Украине не может быть:

1) физическое лицо, являющееся гражданином государства-агрессора (страны-оккупанта);

2) юридическое лицо, в котором владельцем существенного участия, контролером или бенефициаром на любом уровне цепи владения корпоративными правами является лицо, которое является гражданином или резидентом государства-агрессора (страны-оккупанта) или юридическое лицо, зарегистрированное в таком государстве или с местонахождением в таком государстве;

3) юридическое лицо, получающее финансирование (кредиты, займы, ссуды, инвестиции, вклады спонсоров, благотворительные взносы, другую финансовую помощь) от физических лиц, являющихся гражданами государства-агрессора (страны-оккупанта), юридических лиц, зарегистрированных в таком государстве или с местонахождением в таком государстве.

Закон «про дезинформацию»

В законопроекте есть понятие «недостоверная информация» - ложные сведения, которые не существовали вообще, или неполная информация. А также «дезинформация» - недостоверная информация по вопросам, имеющим общественный интерес: национальная безопасность, жизнь и здоровье граждан, состояние окружающей среды, территориальная целостность и обороноспособность Украины, право народа на самоопределение. Дезинформацией не сочтут оценочные суждения, в том числе критические (но только при наличии фактов), сатиру, пародию и недобросовестную рекламу.

Определять признаки дезинформации будет уполномоченный по вопросам информации. Он будет обращаться к распространителям информации для ее подтверждения или опровержения, а при необходимости - в суд и правоохранительные органы.

Законопроект о дезинформации предусматривает уголовную и административную ответственность за распространение ложной информации:

  • если дезинформация распространена уже в третий раз за год, но ее добровольно опровергли - штрафовать на тысячу минимальных зарплат 4,7 млн. грн;
  • если дезинформация не имеет опровержения – штраф составит 9,5 млн. грн.

Уголовная ответственность предусмотрена за умышленное распространение дезинформации (штраф 14,7-29,4 млн грн и один-два года исправительных работ), за те же действия, но с помощью ботов (от 2 до 5 лет лишения свободы), за финансирование таких действий (3-5 лет тюрьмы).

Кроме того, в законопроекте предлагается ввести понятие «индекс доверия» - показатель, подтверждающий, что СМИ придерживается принципов журналистской этики. Индекс могут присвоить любому СМИ после специальной проверки. За размещение СМИ индекса доверия при его отсутствии тоже ждет штраф - 20 минимальных зарплат (94,5 тыс. грн).

kramatorsk akmc

Фото: аналитический портал"Слово и дело"

Также в тексте законопроекта предлагается разграничить понятия "журналист" и "профессиональный журналист".

Первого определяют как "лицо, которое собирает, получает, создает, редактирует или распространяет массовую информацию". "Профессиональный журналист" отличается от него тем, что занимается сбором, созданием информации "на постоянной, профессиональной основе". Также он должен быть членом Ассоциации профессиональных журналистов Украины.

 «Я прочитала концепцію законопроектів і вважаю, що люди, які його написали, не зможуть досягнути тієї мети, до якої прагнуть. Ця концепція не має права на існування і для створення дійсно діючого законопроекту потрібне всеукраїнське обговорення з діячами сфери медіа, світу культури. Фейки мають істотний вплив на життя людей, і ми маємо боротись з цим явищем, адже отримання дезінформації повністю викривлює реальність», - рассказала «Восточному проекту» участник круглого стола, общественный активист, менеджер по связям с общественностью «Каритас Мариуполь» Ирина Перкова.

Министр культуры Владимир Бородянский, в свою очередь, считает, что бороться с дезинформацией - «законодательная обязанность украинской власти». На рассмотрение Кабинета Министров законопроект хотят вынести до конца февраля, а на рассмотрение Верховной Рады - в марте.

1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 2 голосов
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter