В свои 86 лет известный краматорский художник и скульптор, член Национального союза художников Украины, Почетный гражданин Краматорска Иван Базилевский каждый день работает в своей небольшой мастерской по ул. Песчаного.
В мастерской побывал и «Восточный проект» по приглашению художника. Мы пообщались с Иваном Базилевским о жизни, творчестве и вечных ценностях.
- Когда вы начали рисовать?
- Я сколько себя помню, столько и вымазывают эти листы бумаги. Все началось со школы, с 7 класса. Мой директор заметил все это во мне. 6 лет я занимался при студии живописи, при галерее Айвазовского. Отец работал на машине и 2 раза в неделю возил меня туда. Мы жили в Феодосии в 30 км. Потом поступил в училище. Там было 27 человек на место. Поступил в 1 раза.
- В семье были художники у вас?
- Нет, никого не было. У нас вся семья была очень певучая. Музыкальная. И я даже уже когда учился, меня все еще готовили к поступлению в консерваторию по классу вокала. У меня такой баритон…
- Так вы еще и поете?
- Да. И у меня также много есть поэтических строчек. Уже написано страниц под 500. Я мог бы издать книгу своей поэзии, но я не хочу. Я никогда не отождествлял себя с пишущей братией. В книге обо мне есть мое стихотворение о музе, которая сопровождает меня на протяжении всей жизни.
- Ваша муза – это кто-то конкретный?
- Нет, это символический образ.
- Вы их Крыма родом. Как здесь оказались.
- Хорошо, что я еще в Монголию не уехал. В молодости. Потому что было приглашение и условия хорошие. Но я рад, что не уехал туда, а приехал сюда, в Донбасс.
После окончания Симферопольского художественного училища попал по распределению в Донецк. Я работал в Донецке месяца три. Работал художником Донецкой студии телевидения, Донецкого художественного-производственного комбината Художественного фонда Украины.
Готовилась выставка в Донецке, и я представил 10 работ, и их все приняли. Просто школа была другая – южная, крымская, красивая. Донецк тогда тоже был другой. Грязный, бандитский, пьяный. На улицу было опасно выходить. В 16 вечера тебя могли ограбить.
Потом переехал в Краматорск и сразу был включен в городской художественный совет. Для меня выпросили открепление в Краматорск. В Краматорске был филиал от Донецкого художественного-производственного комбината Художественного фонда Украины. Я попал в коллектив с рекомендацией: «Для усиления творческой активности».
- Что вы скажете о Краматорске?
- Я здесь живу и ни на что не могу пожаловаться. В Краматорске ничего не прошло мимо меня. Все, что связано с реконструкцией улиц, площадей, сквером, помещений, памятников, мемориальных досок и др. Краматорск мне гораздо ближе, чем Донецк. Я осмеливаюсь думать, что состоялся как художник.
- Чем привлекла живопись?
- Я не знаю даже, оно как-то внутри тебя сидит. Я как наркоман, я дома не живу. Я каждый день здесь, абсолютно каждый день. И для меня нет ни выходных, ни праздников.
Живопись очень сложна. Настоящее живописное полотно, если художник вложил душу в него, намного сложнее самого сложного музыкального произведения. Эту музыку надо услышать. Надо увидев картину, услышать эту музыку. Порадуйтесь, что вас на выставке остановила картина. Она вас уже никогда не оставит. Она будет жить вместе с вами.
- Как вы выбираете темы?
- Они сами приходят. Я просто пытливый человек, я иду не просто смотрю, а иду и вижу. Оседает в душе, как заноза. И потом переносится на холст. Я могу сразу набросок сделать для себя.
- Долго писать картину?
- Я работаю очень быстро. И стараюсь сделать работу на одном дыхании.
- Вам важно мнение других людей?
- Я их слушаю. Но я ничего не делаю для себя случайного. Я часто повторяю сюжет, но никогда не повторяю состояние. Я много сделал работ по Святогорью. Очень много.
- Есть ли любимые картины?
- Нет, я трепетно отношусь ко всем работам. Они как дети, все дороги. За свою творческую жизнь я создал более 4 тысяч авторских работ. Много работ подарил Художественному музею Краматорска, Донецкому областному художественному музею. Мои работы есть в частных коллекциях в 28 странах мира.
- Вас вдохновляет сама жизнь на творчество?
- Наверное. Хотя жизнь у меня была непростая. За свою жизнь я должен был 3 раза умереть. Там, где я вырос, 3 раза прошел фронт. Я никогда не забуду эпизод, как меня с другом фашисты вели на расстрел. Но помог румын, который у нас был на постое. Мама его попросила, и он не отказал. И здесь тоже я мог погибнуть в 2014 году, если бы вернулся раньше домой.
- Знаю, что вы делаете также и календари со своими картинами.
- Да, уже много лет. Но они выходят очень маленьким тиражом. Их издательство оплачивает один человек, который не хочет себя афишировать, поэтому я не называю его имя. Календари я дарю своим друзьям, близким мне людям.
- Довольны ли вы своей жизнью? Все ли вы успели, что хотели сделать?
- Я не думаю об этом. Я просто живу и все. И очень надеюсь, что никому не мешаю.
- Над чем работаете сейчас?
- Пишу картины, делаю мемориальную доску Виктору Коваленко. Мы были в очень дружеских отношениях. Каждый день я что-то делаю.
- Можно ли прожить за творчество?
- Прожить невозможно, если бы не стипендия по возрасту (я так называю пенсию). Я почти 30 лет был главным художником в городе. Я больше отдавал, чем зарабатывал.
- Что бы вы пожелали городу и краматорчанам?
- Мира, никогда не слышать звуков разрывающихся снарядов. Мира, здоровья и благополучия.
Биография
Первые уроки рисунка и живописи получал у Н. С. Барсамова, директора Феодосийской картинной галереи имени И. К. Айвазовского.
Закончил Крымское художественное училище имени Н. Самокиша (1956) в г. Симферополь. Учителя по специальности - К. А. Прохоров, А. З. Кац, Ю. А. Коновалов. Работал художником Донецкой студии телевидения (1956-1957), Донецкого художественного-производственного комбината Художественного фонда Украины (1957-1995). В 1957 году переезжает из Донецка в Краматорск. С 1960-х годов по наше время принимает активное участие в художественном оформлении и благоустройстве города. Был одним из основателей Краматорского художественного музея и Музея истории города Краматорска (1967). С 1970-х годов являлся председателем Художественного совета.
Член Союза художников СССР (1971). Член Национального Союза Художников Украины (1991). При участии художника проведена генеральная реконструкция мемориала в честь советских воинов в Сквере Памяти Героев (2005) и реставрация памятника народному артисту УССР Л. Ф. Быкову скульптора С. А. Гонтаря (2012)
Присвоено звание почетного гражданина Краматорска (2013).
Живописец и график. Работал также в области скульптуры малых форм, чеканки. Участвовал в выставках: зональных и республиканских (1956). Персональные - в Украине (1970, 1978, 1985, 1988, 1990, 1992), в Германии 1982), Египте (1987). Основные произведения: «Атака отбита» (1965), «Геологи», «Красные гвоздики» (1968), «Безымянные высоты», «Вечно живым» (1974), «На строительстве канала Днепр—Донбасс» (1977), «Земля донецкая», «Золотые ворота Карадага» (1982), «Вестники. 9 мая 1945», «Мама. День Победы» (1985), «Храм Амона. Луксор» (1987), «Сумерки» (1995).
Произведения хранятся в художественных музеях Украины и частных коллекциях Китая, Кореи, Вьетнама, Японии, Польши, Германии, Аргентины, Канады, США, Египта, Израиля, Казахстана.