Почти каждый ребенок видит свой отдых в стрелялках или зависании в соцсетях
Тема «дети и компьютер» стара, как мир. Тем не менее сегодня мы вновь решили к ней вернуться. Обещаем никаких рекомендаций врачей и психологов не печатать (их позиция и так понятна – чем меньше, тем лучше) Поговорим о другом: какое место в жизни школьника занимает интернет и есть ли она, жизнь, без оного.
Недавние наблюдения на отдыхе: большинство совсем маленьких детей сидят за обеденными столами, уткнувшись в планшетники, а взрослые ребята - в большом административном корпусе за ноутбуками. За окном лето, море, солнце…
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
А, собственно, что страшного в интернете? Вот как мы раньше писали рефераты и сочинения? Шли в ближайшую библиотеку и списывали статьи из критической литературы. Кто из современных учеников не использовал информацию из интернета в своих докладах, рефератах или проектах? Конечно же, использовали - и не раз! Правда, есть риск, что половина класса с аналогичным докладом придет. Но это уже будет совсем другая история.
Дело здесь в другом: чаще всего, качая информацию, ребенок даже не вдумывается в содержание текста. Кроме того, в интернете можно наткнуться на недостоверную информацию.
Второй и, наверное, самый большой плюс для современного школьника - это, конечно же, общение. Ребенок может часами сидеть за компьютером в социальных сетях как, например, "ВКонтакте" или "Одноклассники". Но здесь же подстерегает опасность, что, имея таких виртуальных друзей, дети напрочь отучаются общаться вживую.
Но ведь социальные сети можно использовать не только для общения, но и для образовательного процесса. В социальных сетях существуют разнообразные форумы, группы, сообщества, объединенные какой-то темой. Также в социальных сетях предоставлены фотографии, посвященные определенной тематике, которые можно использовать в своих школьных проектах, и не только. Благодаря огромной видеотеке социальных сетей мы получаем возможность просматривать не только новый клип любимой группы, но и смотреть документальные и научно-познавательные фильмы.
Между прочим, и сами учителя уже начали использовать социальные сети в образовании, проводя онлайн консультации с учеником или даже объяснения нового материала через интернет.
«Ты целуй меня везде, я ведь взрослая уже…»
Еще одна проблема интернета, которая волнует всех родителей, которую постоянно обсуждают газеты, телепрограммы и другие СМИ. Это, конечно же, доступ к сайтам сомнительного содержания. Непотребные картинки, появляются на экране неожиданно, независимо от того, какая тема задана в интернете. И здесь уже никакие блокирующие программы не помогут.
Здесь уже все должно быть построено на доверии. Во время опроса среди школьников один мальчишка признался нам, что иногда появляются скабрезные картинки, но, как сказал маленький респондент, отводя почему-то глаза в сторону, он сразу же выключает компьютер.
Первый в Украине социологический опрос детей - в рамках проекта «Права детей в Украине: реалии и вызовы после 20 лет независимости» - был проведен с 15 по 30 апреля 2012 года. В ходе исследования были опрошены 4083 детей.
В ходе опроса было выявлено, сколько детей до 14 лет просматривают «нехорошие» сайты и с каким именно нежелательным содержанием им доводилось сталкиваться.
Больше других сайты с нежелательным содержанием просматривают старшие ребята. Почти половина контактов с ненадлежащим наполнением сети приходится на порно-сайты.
Если отмечать какие-либо тенденции контакта несовершеннолетних с содержимым сети нежелательного содержания, то выявляется любопытный факт: 5-6-летние несколько активнее первоклашек, однако уже 8-летки «навёрстывают упущенное». Это скорее всего связано с тем, что 7-летние дети начинают пользоваться интернетом именно в школе, где защита от нежелательного контента находится на довольно хорошем уровне.
С 12 до 14 лет показатель контактов с сайтами с нежелательным содержимым возрастает более чем в 2 раза. Заметно увеличивается число посещений сайтов об экстремизме, национализме и насилии. Пик «переходного возраста», который обычно приходится на 14 лет, как раз и демонстрирует, что число контактов с нежелательным содержимым сети у пользователей в этом возрасте заметно возрастает.
Что же касается родителей, то папы и мамы каждого второго ребенка не контролируют просмотр им передач по телевизору или в интернете. Об этом сообщил уполномоченный президента Украины по правам ребенка Юрий Павленко.
Все не так плохо
Школьники не погружены в компьютер настолько, насколько этого боятся взрослые
Влад, 7 класс и Дима, 10 класс: “В интернете мы фильмы смотрим, особенно любим боевики и фантастику. Играем с друзьями по сетке в “Counter strike”. Конечно, зарегистрированы “ВКонтакте” и “Одноклассниках”. В социальных сетях мы в основном смотрим смешные видеоролики и слушаем музыку.
Жаль, что когда мы учились во втором классе, у нас не было информатики. Это очень интересный предмет – в компьютере столько всего интересного, не то что в математике!”
Вова, 5 класс и Ваня, 6 класс: “Мы не любим долго сидеть за компьютером, нам больше нравится гулять. В интернете можем полазить, ну часик в день. Например, фильм посмотреть или в игрушку поиграть.
Иногда за плохое поведение родители не пускают за компьютер, но мы из-за этого не расстраиваемся”.
Вася, 7 класс: “Я часто сижу за компьютером. Часа 3 в день, а летом бывало и больше. Я там смотрю фильмы, особенно комедии. С друзьями общаюсь в “Mail.ru” и “ВКонтакте”.
Мама меня не ругает. Она же видит, что я еще и книги читаю, вот летом Жюль Верна прочел. А в интернете мне читать не нравится”.
Карина, 4 курс института: “Я не зависаю в интернете и могу спокойно жить без компьютера.
А то, что в программу второклашек ввели информатику – правильно. Пусть детей с раннего возраста научат прямому предназначению компьютера, а то сейчас многие, кроме социальных сетей, ничего не знают. Пусть учатся документы создавать, в “офисе” работать. А то, что они 45 минут просидят на уроке за компьютером, – им не навредит.
Главное – ограничивать пребывание ребенка за компьютером дома и постараться чем-то увлечь, например, спортом”.
Маша, 8 класс: “Я редко сижу за компьютером, потому что не хватает времени: я гуляю, хожу на танцы, читаю. А в интернете могу посмотреть видео и посидеть “Вконтакте”. Родители всегда контролируют, что я там ищу и какие страницы посещаю”.
Ангелина, 8 класс: “У меня дома и ноутбук, и компьютер, но я особо на них не зациклена. Мне больше нравится живое общение и занятия в секциях. В интернете я посещаю социальные сети и то под пристальным вниманием мамы. Она говорит, чтобы я не добавляла в друзья и не переписывалась с незнакомыми людьми. Просто было у меня такое, когда неизвестные мужчины пытались завязать со мной разговор”.
Олеся, 8 класс: “Мама не разрешает мне долго сидеть за компьютером и всегда повторяет, чтобы я ни с кем в интернете не знакомилась. Я, конечно же, ее слушаю. Чаще я использую интернет для учебы: там можно найти дополнительную информацию по темам, подсмотреть сочинение, скачать реферат или доклад”.
Артем, 4 класс: “Дома у меня компьютер есть, но я не люблю за ним сидеть. У нас интернета нет, поэтому я только иногда играю. Но больше я люблю гулять на улице и читать страшилки”.
Саша, 7 класс: “Я сижу в разных сетях и общаюсь, чуть-чуть играю. Смотрю фантастические фильмы. Мне два часа в день хватает.
А во втором классе информатика не нужна. Дети и так сильно загружены”.
Алла Слабоусова, Светлана Горулько