“Краматорск” – гроза заливов

Наши читатели обратились к нам с просьбой рассказать о десантном корабле “Краматорск”. Мы постарались это сделать.

Одного взгляда на десантный корабль «Краматорск» достаточно, чтобы проникнуться гордостью за страну, способную производить такие уникальные гиганты. Корабль был построен в 1988 году в Феодосии в рамках проекта 12322 "Зубр" и первоначально назывался "МДК-57". Он находился в составе 39-й дивизии морских десантных сил (39-я ДИМДС) с базированием на Крымской военно-морской базе, которая находилась на озере Донузлав (поселок Новоозерное).

Спустя пять лет после распада Советского Союза, Украина и Россия начали раздел  Черноморского флота. В результате в 1996  "МДК-57" передали Украине и переименовали в "Краматорск" (бортовой номер  U422).

В то время была своеобразная мода называть военные корабли именами городов. Города старались выбирать небедные, коим в то время и являлся Краматорск. Вот так и получилось, что опека над кораблем легла на плечи краматорского городского совета. К слову, всего при разделе флота Донецкой области досталось четыре мощных корабля серии “Зубр”: “Донецк”, “Горловка”, “Артемовск” и “Краматорск”.

Все четыре корабля тогда находились в гавани на озере Донузлав. Именно туда в конце марта 1997 года пригласили делегации из четырех городов Донецкой области. Из Краматорска в состав экспедиции вошли управляющий делами исполкома Андрей Борсук, заведующая отделением информационно-коммуникационной работы по региональным и международным связям Наталья Возович и журналист “Восточного проекта” Алексей Газубей.

Военные голодали и болели желтухой

Своими воспоминаниями об экспедиции  поделилась Наталья Возович.

“В Донузлав мы отправились с подарками и в хорошем настроении, - рассказывает Наталья Борисовна. – Мы везли туда герб, аптечку и печатную машинку. Но, когда приехали на флот, поняли, что лучше бы мы взяли побольше продуктов.

В бытовом плане – ситуация на корабле “Краматорск” была плачевной: еды не было, санузлы не работали… Моряки голодали и болели желтухой.

Тем не менее встретили нас хорошо. Капитаном был 27-летний Юрий Степаненко. Кстати, про отсутствие продуктов питания мы узнали не сразу. Как оказалось, капитан и кок сами голодали, а нас кормили из своего кармана.

Делегации из других городов поступили мудрее – они в мешках привезли муку, сахар, крупы… А мы отправились в город, там все закупили и отнесли коку.

В целом воспоминания от поездки остались положительные. С нами была руководитель городского ансамбля “Родные напевы” Светлана Титенко и ее муж Владимир. Накануне отъезда творческая пара устроила для военных настоящий концерт на корабле. Проходил он в огромном помещении, как нам потом рассказали, это было место для танков. Света с песнями и игрой на баяне, танцующие пацаны в форме… Было весело!

А потом мы вернулись домой. И больше ничего об этих уникальных кораблях я не слышала.

Знаю только, что в корабле нужно было отремонтировать турбину. На это требовалось 250 тысяч долларов. Естественно, для города сумма была неподъемной”.

Продали в Грецию, починили и переименовали…

На просьбу в социальных сетях рассказать нам о десантном корабле “Краматорск” отозвался Эдуард Дубравкин. Он давно увлекается историей Черноморского флота.

“Краматорск”, бывший “МДК-57”– это военный корабль класса “Зубр” на воздушной подушке. Именно «Зубры» стали первыми отечественными военными кораблями, поставляемыми на экспорт. Греция, владеющая огромным числом островов в Эгейском море и отягощенная спорами с Турцией, проявила интерес к этим крупным и скоростным десантным кораблям с целью иметь возможность быстрой переброски войск и техники между островами.

До 1998 года “Краматорск” простоял на озере Донузлав в нерабочем состоянии. В 1999 его списали с учета военно-морского флота Украины, а в 2001 – продали в Грецию. Там его починили за натовские деньги, и теперь он называется “L 182 Kerkyra”.

Скорее всего, утилизировали

Мы проверили эту информацию в интернете. Интернет-энциклопедия “Википедия” различает корабли “МДК-57”и “L 182 Kerkyra” как два совершенно разные. Причем “Краматорск” значится, как утилизированный в 1999 году, а “Kerkyra” – боевой.

Издания “Военный обозреватель”, “Флот Украины” пишут, что страна потеряла малый десантный корабль "Краматорск" в период командования Михаила Ежеля. А на сайте поселка Новоозерное есть фотографии пустых бетонных доков, где когда-то базировались корабли ВМСУ. И также сообщается, что в 2001 году два корабля от Украины были отправлены по контракту в Грецию (“Артемовск” и “Горловка”), “Донецк” дожидается своей участи на приколе в Феодосии, а “Краматорск” – утилизирован.

Мы обратились к горвоенкому Краматорска Андрею Василенко с просьбой помочь найти ребят, которые служили на этом корабле. Но это оказалось непросто. По словам Андрея Михайловича, всего на учете военкомата числится 800 моряков, где конкретно они служили, в анкетах не сказано, там указан только номер воинской части. Тем не менее по годам призыва нам выбрали 12 ребят, которые, вполне возможно, могли служить на корабле Краматорск. Мы попытались разыскать кого-нибудь из них. К сожалению, на момент сдачи материала в печать никто из моряков не отозвался.

Справка 

Водоизмещение: 550 т

Размеры (корпуса/подушки): длина - 56,2/57,3 м, ширина - 22,3/25,6 м, осадка -1,5 м

Скорость хода максимальная: 60 узлов

Дальность плавания:1000 мильна 55 уз.

Силовая установка: - 3 газовых турбины М71 (3 маршевых винта) 3х12000 л. с., 2 газовых турбины М71 (4 нагнетателя) 2х12000 л. с., 4 электрогенератора ГТГ-110К 4х100 кВт

Вместимость: 3 основных боевых танка и 140 морских пехотинцев, или 8 боевых машин пехоты БМП-2, или бронетранспортеров БТР-80, или 366 морских пехотинцев со штатным вооружением, или 80 морских мин заграждения, или 130 тонн грузов

Вооружение: 2х6 30-мм артустановки АК-630М, 2х22 140-мм система РЗСО А-22 "Огонь", 4 ПЗРК "Игла"

Экипаж: 27 чел.

Светлана Горулько

P. S. Благодарим за помощь в подготовке материала горвоенкома Краматорска Андрея Василенко

 

 

1 1 1 1 1
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter