Жители дома № 12 по улице Ленина поинтересовались, как расходуется их квартплата, и выяснили, что с них брали деньги за услуги, которые не были выполнены. Как удалось докопаться до истины, «Восточному проекту» рассказал Евгений Богдашич.
Четверть миллиона гривен за поддельные подписи
Задавшись вопросом «за что мы платим жэку», Евгений Владимирович направил в свой жэк (ООО «Жилищно-коммунальная компания МК 2010») информационный запрос. Он попросил сообщить ему перечень выполненных в 2011 году работ с указанием израсходованных средств по каждой позиции.
Пришел ответ за подписью директора жэка Константина Дмитриенко, в котором были перечислены все расходы на содержание дома и придомовой территории по четырнадцати позициям.
«Особенно меня заинтересовали некоторые статьи расходов, - рассказывает Евгений Богдашич. - В частности, обслуживание дымовентиляционных каналов, дератизация и дезинфекция, ремонт контейнеров. Ничего этого жэк не делал».
Он перечислил все неоказанные услуги в акте-претензии и потребовал перерасчета квартплаты.
Руководство жэка сочло претензию необоснованной и отказалось делать перерасчет. Свой отказ директор аргументировал тем, что все работы выполнялись, о чем свидетельствуют акты, подписанные самими жильцами. В частности, прилагалась копия из «Журнала профилактических работ дымовентиляционных каналов», в которой ни один из жильцов не узнал «своей» подписи.
«Все подписи оказались поддельными и даже приблизительно не напоминали настоящие, - утверждает Евгений Богдашич. – Значит, никакой профилактики дымвентканалов не проводилось. Но эту неоказанную услугу жэк включил в квартплату и начислил за нее нашему дому 1842, 24 грн. С одной стороны, сумма за год небольшая, а на каждого жильца – и вовсе копейки. Однако в масштабах жэка, который обслуживает 123 дома, суммарно набегает почти четверть миллиона гривен».
Незаметная травля грызунов
Евгений Богдашич выявил и другие несоответствия. В частности, в ответе на запрос значились расходы на дератизацию и дезинсекцию. За травлю грызунов и насекомых в прошлом году жэк начислил жильцам 1168,35 грн.
«Эти работы не производились, - уверен Евгений Владимирович, - так как жильцам не были сделаны положенные по технике безопасности предупреждения, никто не видел следов отравляющих веществ, да и самих специалистов в защитных костюмах».
Ремонт контейнеров дороже самих контейнеров
Ремонт контейнеров для сбора бытовых отходов жэк оценил в сумму 1095,32 грн. Во дворе дома № 12 по улице Ленина установлено четыре мусоросборника, которыми пользуются жители еще трех домов.
«Предположим, что нашему дому начислили плату за ремонт одного контейнера, - рассуждает Евгений Богдашич. – Согласно ответу на мой запрос, в понятие «ремонт контейнера» входит покраска и устранение коррозийных протечек. Тысяча гривен - не слишком ли дорого за такую работу?».
Он нашел в Краматорске несколько предприятий, которые за эти деньги изготовят совершенно новый контейнер, а если заказать партию, то обойдется дешевле.
Расходы на освещение и другие виды работ
Также у жильцов дома вызывают вопросы затраты на освещение. В семиподъездном доме начисления производились из расчета: один светильник с лампой 100 ватт у входа в каждый подъезд.
«Мы документально зафиксировали, что в 2011 году четыре светильника из семи отсутствовали или были неисправны, - говорит Евгений Богдашич. – Иными словами, мы оплатили неоказанную услугу. Разница, рассчитанная по методике Краматорского РЭС, составляет 965 грн. При этом мы сами за свои деньги меняли электролампы внутри подъездов».
Кроме того, у жильцов есть большие претензии по другим видам работ, включенным в тариф. «Подвалы и чердаки не убирались. Они были завалены мусором и стройматериалами так, что по ним пройти практически невозможно, - перечисляет мужчина. – При подготовке к прошлой зиме не были заизолированы трубопроводы отопления. Разбитые окна в подъездах и на чердаке не защищают от потерь тепла, протекает крыша».
Между тем руководство ООО «МК 2010» отказалось пересчитывать квартплату жильцам. По каждому пункту претензии было сказано, что жэк на самом деле выполнял эти работы. Подтверждением этого, как мы упоминали вначале, стали подписи сомнительного происхождения. «Услуги в 2011 году нашим предприятием предоставлялись в полном объеме, - утверждает в своем ответе директор Константин Дмитриенко. – Претензии считаем необоснованными, безосновательными и не подлежащими удовлетворению».
Но Евгений Владимирович не собирается сдаваться. В этом году он так же пунктуально контролирует работу жэка, добиваясь того, чтобы жильцы платили деньги не за мнимые, а за реальные услуги. «Да, мы не добились возврата денег, зато в жэке наконец-то поняли, что обман жильцов чреват последствиями», - говорит Богдашич.
18 тысяч гривен за то, чего не получили
Разобравшись с тем, какие услуги включены в тариф и чего не делал жэк, жильцы пришли к неутешительному выводу: они переплатили огромную сумму за невыполненную работу и поддельные подписи.
Итак, лишние начисления за 2011 год:
- 4261,76 грн. – уборка подвалов и техэтажей;
- дератизация – 478,38 грн.;
- дезинсекция – 689,97 грн.;
- обслуживание дымвентканалов – 1842,24 грн.;
- подготовка дома к эксплуатации в осеннее-зимний период – 7723,31 грн.;
- освещение мест общего пользования – 965 грн.;
- ремонт контейнеров – 1095,32 грн.
Всего 18055,98 грн.
И это всего по одному дому! Если взять эту цифру за среднюю, то начисления за неоказанные жэком «МК 2010» услуги составляют более двух миллионов гривен за год.
«Мы сами виноваты в том, что к нам так относятся»
По мнению Евгения Богдашича, пассивность и инертность наших жителей позволяет коммунальщикам выставлять нереальные счета.
«Одни безропотно платят столько, сколько им скажут, другие бездумно накапливают долги. А ведь взаимоотношения с любым поставщиком услуг должны быть построены на договорных началах, - уверен он. – Только при наличии договора, в котором четко прописаны обязанности сторон, можно заставить службы работать так, как они должны. Договорные отношения также дисциплинируют жильцов - прежде всего, в части своевременной платы за услуги».
Сам Евгений Владимирович заключил договор с ООО «Жилищно-коммунальная компания МК 2010» в октябре 2011 года и очень удивился, когда увидел его порядковый номер - № 5. То есть спустя целый год после начала работы жэка всего пять жильцов из 123-х домов подписали договоры на обслуживание жилья.
«Имея на руках подписанный договор, я смог потребовать от жэка калькуляцию расходов и аргументировать невыполнение работы или выполнение не в полном объеме, - говорит Евгений Богдашич. – В противном случае мои претензии закончились бы пустой перепиской с руководством. Теперь у меня есть основания для обращения в суд».
Светлана Денисенко