Автор - Алла Слабоусова
Тогда их презрительно называли «торгашами». Впрочем, у нас всегда к бизнесменам относились с подозрением, если не сказать больше. Таковы уж особенности национального менталитета.
Сейчас, анализируя времена всеобщего дефицита, понимаешь, что эта нелюбовь к людям, занимавшимся торговлей, была нелогичной. Вспомним начало 90-х годов. Именно эти так называемые торгаши, по большому счету, вытащили страну из пропасти. Ну скажите, для чего они колесили по стране в поисках дефицита? Для чего мерзли в неотапливаемых грузовых машинах, оставляли на целые недели свои семьи и маленьких детей? А все для того, чтобы хоть чем-то наполнить пустующие полки магазинов, одеть, обуть нас и по возможности накормить…
Конечно, делали это не из чистого альтруизма, самим ведь тоже жить нужно было. Кроме этого, многое из того, что с таким трудом доставалось, тут же уходило в разные нужные адреса, чтобы за это потом раздобыть очередной дефицит. Такой вот был круговорот товара в природе.
«Тогда мы все отбивались от «франции»
Идея написать о том, как добывался для Краматорска дефицит в горбачевские времена, пришла мне в голову после того, как я, совершенно случайно, побывала на девичьих дружеских посиделках бывших работниц тогдашнего «Горпромторга».
Их дружба проверена временем. Четыре подруги хоть и встречаются сейчас реже, но каждая знает – случись что, и все будут рядом. Тогда они работали в одной связке: Людмила Зубарева (завмаг № 77 «Хозтовары»), Валентина Дуплякина (завмаг «Товары для дома по Парковой), Людмила Тишакова (товаровед парфюмерии промторга) и Алла Кущ (завмаг промтоварного магазина № 23)
На дворе стояли, как их принято называть, лихие 90-е. В магазинах – шаром покати. Товар получали по разнарядке. А разнарядка эта зависела от многих вещей. И от личных симпатий тоже.
Алла Кущ по этому поводу вспоминает: «Людмилу Тишакову я даже просила: «Люда, не давай мне по разнарядке духи французские!». Дадут пять флаконов, и торгуй как хочешь. Одна головная боль - народный контроль (был тогда такой) должен был подписать специальную бумагу, что товар был вынесен на продажу. Эти пять флаконов нужно было так распределить, чтобы и народному контролю перепало, и другим проверяющим, и на прилавке они были. Желающих было много, потом обижались, что не «оставила», не предупредила. Поэтому такой дефицитный товар был сущим наказанием и от Франции мы все отбивались со страшной силой».
Прежде всего старались раздобыть для города товары первой необходимости: стиральные порошки, мыло, гардинное полотно, детский трикотаж… Кстати, о детском трикотаже. Это сейчас Алла со смехом вспоминает, как она привезла его из Средней Азии и получила за это, в прямом смысле слова, по голове. А тогда было не до смеху:
- В Средней Азии можно было раздобыть не только трикотаж, но и пряжу, ткани, белье. И решили мы с девчонками не ждать разнарядки в количестве 20 детских маечек, а поехать самим и взять столько, сколько нужно. Загрузили в «Алку» наше краматорское пиво на взятку и отправились. Выехали ночью, чтобы гаишники меньше беспокоили. Приехали, нас радушно встретили: девки мы были молодые, красивые. А в то время у них директора магазинов были первыми людьми и даже со своими слугами.
В общем, пока мы товар на фабрике подбирали, слуги уже столы накрыли. Загрузили мы наши машины трикотажем, а сами решили домой самолетом лететь. Переживали, дома ведь маленькие дети с мужьями остались. Сели в самолет в аэропорту города Ош. А там тогда вооруженные конфликты межнациональные начались. Наш самолет заминировали. Под охраной из самолета нас всех вывели. Стрельба кругом. Короче, страху натерпелись.
Домой прилетели – трижды перекрестились. Товар был предназначен для нескольких магазинов, поэтому выгрузили его весь в одном месте. Люди уже как-то разведали, что завезли детский трикотаж, поэтому очередь за ним стали занимать уже ночью. И вот когда я приехала за своей долей для своего магазина, народ решил, что товар вывозят «налево». Нас взяли в кольцо. Мамаши поставили детские коляски с малышней под колеса грузовой машины, а меня побили палками. В окна магазина камни летели. Ужас, что было.
Магазин чуть не разнесли. Тогда мы и решили – впредь торговать дефицитом со входа, а внутрь никого не пускать.
«За кожаную куртку – машину обуви!»
Без взяток тогда за товаром не выезжали. В цене было все. «В командировки с собой брали хрусталь, шапки. Впрочем, слово «взятка» не совсем было верным. Это мы не дарили, а продавали, но директора фабрик были рады: ни хрусталя, ни меховых шапок тогда днем с огнем было не сыскать», - вспоминает Валентина Дуплякина.
Доходило до курьезов. Чтобы привезти в город машину обуви, пришлось отвезти директору обувной фабрики кожаную куртку. «В свою очередь я достала эту куртку с большим трудом для собственного мужа. Висела она еще ни разу не надеванная, с биркой, - рассказывает Алла. - Думала, достану еще. Да не тут-то было. В общем, обиделся тогда на меня мой Кущ сильно. А обувь я тогда все-таки привезла!».
Вспоминает Валентина Дуплякина:
- Спали мы по 3-4 часа. На базах было пусто, а план увеличивали все время! От товарооборота зависела и зарплата. Поэтому дома мы практически не жили. Приезжали, наготавливали еды на неделю и уезжали опять. На больничные с детьми ходили мужья. А нянчил детвору весь двор. Мы, естественно, в долгу не оставались. Но мужики наши особенно и не роптали, понимали, что мы были основными кормильцами.
Школу суровую прошли. Нужно было не только уметь общаться с людьми на всех уровнях, но и быстро находить выход из сложных ситуаций, которых было несть числа… Помню, как мы с Людой Тишаковой нашли в Сочи трикотажный кооператив. Увидели адрес на ярлычке и отправились. Хозяйкой была еврейка, которая потребовала за свой дефицитный товар стиральный порошок.
Вернулись мы в Краматорск, загрузили машину стиральным порошком, а бензина-то нет, тоже в дефиците, да еще и в каком! Решили ехать «на порошке». А именно: останавливались у каждого гаишного поста, предлагали порошок в обмен на заправленную машину. Что характерно, гаишники охотно шли навстречу, останавливали попутные машины и просили для нас бензин за стиральный порошок. Вот так до Сочи и доехали. На обратную дорогу оставили мыло и все тот же порошок. Господи, да если бы мы ждали, что даст база, город вообще ничего не имел бы.
К слову, «кидалова» тогда не было. Мы никогда не уезжали с пустой машиной. А наши шофера были нам уже как родственники. Зимой и машины из снега разгребали, и мерзли, а летом в жару бутылки с водой прямо на головы себе выливали и ехали дальше. Болеть было нельзя.
Тогдашний директор «Горпромторга» Юрий Кукса любил нашу «тройку». Разрешал даже на оперативку вовремя не приходить: знал, что мы день и ночь в дороге.
Народный контроль в действии!
Да уж, в контроле тогда недостатка не было! На магазины контролеры налетали быстро. Выворачивали коробки, обыскивали подсобки – вдруг дефицит какой припрятали? А как его не припрятывать, если за очередным товаром нужно ехать. А с пустыми руками кому ты нужен?
«Помню, крышки для консервации достали на продажу. А ведь чтобы их «достать», на завод, где их изготавливают, нужно было что-то отвезти. Крышки в продаже были по цене 3 копейки за штуку. А у цыган по 10 копеек. В общем, машину с крышками разгружали в присутствии народного контроля, - рассказывает Людмила. – А я знаю, что мне завтра за хрусталем ехать! А там без крышек этих чертовых не поткнешься. За 200 крышек можно было машину товара получить. Решила я упаковку-то и припрятать. В общем, нашел контроль эти крышки. Неприятность была большая! А ведь не для себя их прятала…»
Впрочем, и сам народный контроль не гнушался поживиться чем-нибудь дефицитным. Но это уже совсем другая история.
Когда возить на взятки было нечего (было и такое) в ход шла домашняя консервация. Ее на «ура» встречали на московских фабриках. Ведь задача у девчонок была одна – любыми путями завезти в город товар.
Несмотря на тяжелую работу, жили тогда весело! Под Новый год объезжали с поздравлениями магазины. Алла Кущ была в роли Деда Мороза. Поздравляли ветеранов на 9 Мая, устраивали вечера, «Огоньки»… Кущ была еще и заместителем комсорга «Горторга», а в 20 лет она уже стала членом КПСС, по рекомендации комсомола.
Из организованной торговли на вольные хлеба подруги ушли, когда увидели, что все разваливается. Каждая организовала свое дело. Благо, опыт был накоплен колоссальный. И уже не они гоняются за товаром, а товар за ними. «Сейчас все есть. Кроме одного – 41 размера женской обуви, - смеется Алла Кущ. – И в продавцы сейчас берут всех подряд. Мы тогда до смерти боялись плохой записи в «Книге жалоб». Лозунг «Покупатель всегда прав!» был рабочим. А нынешним работникам прилавка – хоть трава не расти. Их ничем не испугаешь!».