охрана

Побывать в храме на Пасху нужно любому крещеному человеку

55555555.jpg22Скоро нас ждет древнейший в истории христианский праздник – Воскресение Христово. Многие из нас готовились к этому празднику и духовно, и физически – постились. Другие же начали подготовку совсем недавно – вчера, сегодня или прямо сейчас, когда купили в ближайшем магазине заготовки для писанок, крашенок или просто наклейки на яйца. Правда в том, что это не так уж и важно. Ведь наше духовное здоровье неразрывно связано со здоровьем физическим.

О том, что важно для любого верующего человека в этом великом празднике и как его провести с пользой для себя, «Восточному проекту» рассказал протоиерей Сергий Капитоненко, клирик Свято-Троицкого собора г. Краматорска, Украинская Православная Церковь (УПЦ).

— Пост является обязательным условием того, что человек истинно верит в Бога?

— Ответить на этот вопрос можно абсолютно по-разному в зависимости от того какие смыслы мы вкладываем в хорошо знакомые нам на первый взгляд слова: "Пост" и "Вера".

Очень часто я как священник сталкиваюсь с таким парадоксом: большинство людей, а на Донбассе около 90% населения относят себя Православной Церкви, очень смутно представляют себе, что именно Церковь вкладывает в эти фундаментальные понятия, ведь часто под словом "Пост" подразумевают голодовку или диету, а под словом "Вера" – признание или соглашательство с существованием Бога.

Ведь если принять это, то «Пост» становится бессмысленным, ибо пища не приближает и не удаляет человека от Бога, понятие «Вера» – вообще размывается, обесценивается, ибо, как пел один из классиков, «не бывает атеистов в окопах под огнём», то есть любой человек в критические моменты своей жизни во что-то верует, а Библия говорит нам совершенно неожиданные вещи: что веруют даже злые духи – «бесы».

Поэтому давайте посмотрим, что нам говорит Церковь. Чтобы мы с вами уразумели понятие «Вера», то для этого достаточно заменить его на слово «Доверие». Приведу такой пример: «Я верю в то, что существует телевидение, но я не всегда ему доверяю, т. е. я не спешу выполнять в своей жизни то, что мне сказано с телеэкрана».

Точно такие же отношения складываются между нами и Богом: «Я знаю, что где-то существует какой-то непонятный мне Бог, который дал мне какие-то законы, т. е. заповеди, которые я, кстати, никак не могу запомнить, но я не спешу их исполнять». Да что там исполнять Я их даже толком-то и не знаю, А всё потому, что не спешу реализовать их в своей жизни, т.к. для меня на данный момент это не актуально. Быть может, потом, в старости, когда пойду на пенсию, а сейчас мне некогда , У меня нет времени, я слишком занят своими заботами, которые я считаю самыми главными в своей жизни. Ну а когда наконец приходит старость я с удовлетворением констатирую: «Ну я же больной, старый, куда же в церковь ходить или пост соблюдать, я-то и не могу уже…»

Разве это можно назвать Верой? Библия утверждает, что это не так: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? … Хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2 14, 20).

Какие «дела» имеет в виду апостол Иаков? Это есть исполнение тех самых Божиих заповедей, тех законов жизни, которые Господь открывает нам в Священном Писании Ветхого и Нового завета, и если я утверждаю, что я «верю в душе», и при этом не хожу в храм каждый седьмой день, не исповедуюсь, не причащаюсь, игнорирую все заповеди, то я всего лишь обманываю сам себя: с таким же успехом можно «ужинать в душе», «в душе получать зарплату» и много иных важных вещей, но это будет лишь иллюзией.

Слово же “пост” имеет в русском языке, как и в латыни, два смысла. Пост как время воздержания и пост как место, где находится караульный, дежурный солдат. Так вот, в латинском языке, откуда к нам это слово, скорее всего, и пришло, оно означает точно то же самое. Пост – это время, когда душа должна становиться на страже, когда христианин сугубо вспоминает, что он солдат – воин Христов. И каждому из нас вверена в защиту святыня небывалой ценности – это наша ДУША. Сам Христос, Творец миров, снизошел к нам и распялся ради ЕЁ спасения, и поэтому Церковь всегда призывает к тому, чтобы человек стал на страже её чистоты, чтобы он не впускал сюда зло, а воздержание в пище – всего лишь вспомогательное средство для этого.

Духовное и физическое связаны, и потому физическое состояние человеческого тела отнюдь не безразлично для жизни духовной. И тысячелетний опыт духовной жизни, начавшийся на самой заре человеческой истории, свидетельствует о том, что воздержание в пище обостряет ум и человеческие чувства, мобилизует волю и молитву.

а jpeg.jpeg2

И если во время поста мы начинаем лучше понимать себя, видеть свои слабые места, свою греховность, если мы дистанцируемся от привычного суетного образа мыслей и греховных поступков, то тогда и наступает особое состояние, которое Церковь называет «покаянием» или «метанойей», что в прямом смысле означает «перемена». Перемена и покаяние суть синонимы. Это и есть цель поста. А все остальное — это средства к тому, чтобы произошла перемена в душе и чтобы сделать хотя бы один шаг навстречу Богу. Как однажды сказал святитель Василий Великий: «Какая польза от воздержания, если вместо мяса мы съедаем брата или сестру в жестокой сплетне?».

— Что должен сделать человек, чтобы почувствовать на Пасху Божью благодать?

— Этот вопрос очень важен для каждого христианина, ибо он определяет весь ход его жизни. Праздник Пасхи неспроста именуется «праздником праздников» и «торжеством из торжеств». Это не просто воспоминание Воскресения Христова или время особой молитвы, а время встречи с Воскресшим Христом.

Пасха — это воскресение Христово. Поэтому полное название праздника –«Светлое Христово Воскресение». Это праздник победы Иисуса Христа над смертью. Это самый главный праздник христианской веры. Когда волною колокольного звона мы возвестим миру о явлении Воскресшего Христа Спасителя, тогда и услышим потрясающей силы слова пасхальных песнопений: «Очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресение Христа».

Встреча с Богом, с тем Царством вечной жизни, которые Господь открыл нам, - есть главная цель жизни христианина. Как говорит нам Святое Евангелие, только «чистые сердцем» люди могут узреть Бога, и значит, задача очистить свое сердце от всякой скверны и зла, которые мы именуем "грехом", - есть главный труд нашей земной жизни.

Святым людям, в которых пребывала великая Благодать, эта тайна была открыта. Им Дух Святой открывал славу Царства Христова: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).

А это значит, что для того чтобы Дух Святой вошел в сердце и душу человека, чтобы получить ту самую Благодать Божию, нужно принести достойные плоды покаяния, по-настоящему попоститься, исправить свою жизнь и встать на путь настоящей христианской жизни.

— Если люди не постились, имеют ли они право праздновать Пасху?

— Господь призывает ВСЕХ в этот светозарный день святой Пасхи, готов всех принять.

Пост необходим, молитва необходима, наш труд необходим. Но мы причащаемся и получаем радость не потому, что сами хорошо подготовились, а потому, что Бог дает такую милость нам, этот Дар обращён ко всем людям: и достойным, и недостойным принять его.

Как сказал наш Спаситель Иисус Христос : «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные… ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

Лишь бы вот мы, пусть и недостойные, постящиеся, не постящиеся, пришедшие в первый час или в одиннадцатый, как говорит великий святитель Златоуст в своем знаменитом «Слове на Пасху»,  приступили к этому пиру веры.

Побывать в храме на Пасху нужно любому крещеному человеку. Желательно прийти именно на праздничное - ночное – богослужение, ведь в богослужебной книге написано: «Да будет известно, что ни мясо, ни яйца, ни сыр, ни куличи не есть Пасха. Пасха — это сам Христос, и только тот, кто причащается, истинную вкушает Пасху». Фактически пасхальная трапеза — ночная Божественная Литургия.

— Часто говорят: «надо разговеться», что это значит?

— Разговляться - значит выходить из состояния говения, или поста, оно происходит с окончанием поста, с принятием таинств, с разрешением постных законов.

Разговление - это постепенный переход на привычное, типичное до поста питание, со всеми его жирами, белками. Начинается оно с пасхального стола, на который ставят крашеные яйца, пасху, кулич. Тут главное - не переборщить. Всё хорошо в меру.

— Когда надо прекращать поститься? Когда нужно начинать кушать в Воскресение Христово?

— Разговляться можно в воскресенье, только после окончания праздничного богослужения. Обычно оно заканчивается в 3 - 4 утра.

— Нужно ли при этом читать молитвы?

— Обязательно. В пасхальный период (40 дней) перед вкушением пищи читается тропарь Пасхи, а после – Кондак.

— Что надо класть в пасхальную корзину для освящения в церкви? Правда ли, что алкоголь не должен в ней находиться?

 — По окончании ночного богослужения, священник читает особые молитвы на освящение куличей, крашеных яиц и пасхи из творога. Любые иные продукты, в том числе вино и водку, в церковь приносить не надо.

— Ваши пожелания как священнослужителя нашим читателям.

— Желаю всем читателям «Восточного проекта» и всем жителям нашего города, чтобы воскресший Христос просвотил наши сердца и души своею Благодатию и исполнил их миром, которого нам так сегодня не хватает.

Наталья Аленькова

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

top5

mir oboev111

300х90

300х90

Как вы спасаетесь от жары?

Погода:

22°C
Краматорск

Влажность 64%

Ветер 6 м/с

Давление 758 мм

Курс валют НБУ на 21.08.2017:

RUB 10 RUB 4.2941
EUR 100 EUR 2992.5731
USD 100 USD 2549.0401

 ВОСТОЧНЫЙ ПРОЕКТ

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

ул. Академическая, 52, г. Краматорск, Донецкая область, 84313, Украина

+38 (06264) 5-10-63

+38 (095) 489-00-55

vostproject@gmail.com

http://www.vp.donetsk.ua

© 2017 ВОСТОЧНЫЙ ПРОЕКТ. Все права защищены.
X to top

Войдите через социальные сети или зарегистрируйтесь

Регистрируясь на сайте Вы автоматически соглашаетесь с правилами сайта