Положение ребенка в детском коллективе на 90% зависит от того, как к нему относится учитель
На базе Центра внешкольной работы уже несколько месяцев работает бесплатная комната психологической поддержки. Она создана в рамках проекта Международной организации по миграции в Украине «Підтримка стабілізації громад, що зазнали наслідків конфлікту на Донбасі». Консультирует психолог Татьяна Бычек.
В комнату психологической поддержки обращаются как переселенцы, так и краматорчане. Здесь много внимания уделяется и детям, и их родителям. Психолог проводит индивидуальные консультации, тренинги и др. «Восточный проект» попросил дать ответы, на вопросы, которые нам задали наши читатели.
— У моей дочери (школьницы) сложилась такая ситуация: она не дала списать домашнее задание однокласснице и та настроила против нее многих девочек. Дочери некомфортно посещать школу, она чувствует себя отвергнутой, вне коллектива. Как быть?
— Во-первых, успокоиться и понять, что положение ребенка в детском коллективе может меняется, и вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. Учителя важно и нужно привлечь к решению проблемы, возможно отношение сверстников поменяется после совместного дела, организованного классным руководителем.
Сразу стоит отметить, что быстро могут возникнуть трудности, а их решение требует времени! Важно держать баланс вашей дочери в классе – т. е. не стремиться всем понравится, но и не быть нарочито отстранённой! Также, важно помнить, что зачастую обидчики получают удовольствие не от самого процесса произнесения обидных слов, бойкота, а от эффекта, которого достигают. Когда жертва плачет, злится, пытается возражать, убегает, они чувствуют свою власть над ней. Если же жертва отвечает сама весело и технично, к ней перестают приставать.
Речь идет и о неформальном лидере, который смог настроить полкласса, значит, до ситуации этот самый лидер был расположен к вашему ребенку. Чем сильнее она будет угождать такому лидеру, тем меньше к ней останется уважения и интереса у «зачинщика». Обычно к людям со своим «Я» много интереса и противостояния, за которым следует уважение и принятие. Поддержите дочь, не дайте ей сломаться, с ее мнением должны считаться!
— Слышала, что некоторым детям психологи могут поставить диагноз «синдром хронической усталости». Что это такое и как этого избежать? Дело в том, что наш 10-летний сын очень устает от учебы, занятий в спортивной секции. Он стал раздражительным, невнимательным…
— Синдром – это еще не болезнь, но уже и не здоровое состояние активного современного ребенка. На наших современных детей вываливается поток информации школьной программы, которую необходимо запомнить, усвоить, научиться применять на практике. К этому добавляется многочасовое просиживание перед телевизором и компьютером. А также не простые взаимоотношения со сверстниками. Все это и приводит к длительному переутомлению, которое неминуемо ведет к развитию синдрома хронической усталости (СХУ).
Ведь практически каждый ребенок испытывает переутомление и перенапряжение всех жизненных процессов на фоне нагрузок, превышающих допустимые пределы, особенно в так называемые критические возрастные периоды: 6-7 лет и 11-14 лет.
Наиболее частые симптомы усталости у детей: капризность, повышенная двигательная активность, плаксивость, особенно во второй половине дня; нередко дети не переносят даже незначительное эмоциональное напряжение, быстро истощаются, становятся вялыми, огорчаются из-за любого пустяка, начинают плакать при малейшей неудаче; нарушается сон, он становится поверхностным, тревожным, неглубоким; головная боль, метеонеустойчивость, плохая переносимость транспорта. А самое главное — переутомление в конечном итоге сказывается на поведении ребенка, его работоспособности, концентрации внимания, усвоении информации.
К сожалению, многие взрослые не понимают, а иногда и не замечают изменения в поведении детей. У многих родителей такие дети вызывают раздражение, их считают капризными, непослушными, к ним начинают применять строгие воспитательные меры. Между тем, необходимо разобраться, не связано ли такое поведение с переутомлением, с завышенными требованиями, которые предъявляют к ребенку взрослые. Поэтому, прежде всего, необходимо проанализировать ситуацию. Восстановить силы ребенка поможет режим питания, сна и отдыха, правильно организованный питьевой режим, уменьшение количества времени перед телевизором, компьютером и прочими гаджетами, пересмотр нагрузок вашего ребенка в кружках и секциях: лучше меньше, но регулярно! А самое главное: только ваша любовь, внимание, забота, искренний интерес помогут справиться с данной проблемой.